В СОЦ.СЕТИ:
Три пути Донбасса!
Получает своё продолжение тенденция интеграции республик Донбасса в состав Россию. Помимо активистов, общественников, журналистов, политологов и ряда российских чиновников, теперь данную инициативу практически открыто поддержал и считающийся проукраинским лобби спикер Парламента ДНР Денис Пушилин. О необходимости готовиться к интеграции в РФ он сообщил по итогам проведённого 25 сентября в Луганске форума. Всё это указывает на то, что вопрос поставлен более чем серьёзно, причём, по-видимому, на самом верху.
Понятно, что некоторые влиятельные круги в Москве были бы, мягко говоря, не против "впихивания" восставших республик обратно на Украину любой ценой. Но обстоятельства и сама логика конфликта, хочешь - не хочешь, а всё равно ломают эти сценарии и подталкивают Донбасс к интеграции в Россию. Правда, пока не совсем ясно, какой сценарий, в конечном счете, будет реализован республиками в виду Минского "тупика" с одной стороны, и конфликта по линии "Москва-Вашингтон", с другой.
Между тем, сближение республик Донбасса с Россией неизбежно. Уже сейчас Донецк и Луганск полным ходом интегрируются в Россию в образовательной сфере: переход на российские учебники в школах и ВУЗах, сотрудничество ВУЗов России и республик Донбасса. Денежной единицей в республиках де-факто стал рубль, гривна вытеснена.
Рано или поздно будет поднят вопрос о статусе республик. Либо им оставаться формально независимыми с фактическим вхождением в состав России (Югоосетинский сценарий), либо они де-факто и де-юре станут частью России (Крымский сценарий). Третий вариант - и дальше "тянуть лямку" с Минским процессом, сопряженным с состоянием "ни мира, ни войны" и попытками Москвы "заморозить" конфликт при формальном сохранении Донбасса частью Украины (Приднестровский сценарий). Понятно, что фактически в состав Украины Донбасс уже не вернётся, а уничтожить республики силовым способом уже не получится.
Со 100% уверенностью можно утверждать, что Крымский сценарий исключён. Во-первых, российское законодательство не предусматривает такие субъекты федерации, как народные республики: пришлось бы или менять статус республик (например, на области/края), или вводить в российское законодательство новый вид субъектов федерации. Во-вторых, Донецк и Луганск контролируют только часть территорий, при этом большая часть Донетчины и Луганщины остаются под контролем киевских оккупационных администраций. То есть, даже при проведении соответствующего референдума на подконтрольных Луганску и Донецку территориях, легитимным будет вхождение в состав России только нынешних "обрубков" республик. И, в-третьих, каким образом вообще проводить включение в состав России части административных единиц? Это само по себе, мягко говоря, неудобно. Все вышеуказанные издержки говорят о том, что административная интеграция в состав России при нынешних условиях практически невозможна.
Более оптимальный вариант - признание Россией независимости республик и установление с ними дипломатических отношений. То есть переход от нынешнего "приднестровского" сценария к "югоосетинскому". С одной стороны, это позволит иметь законодательство, по ряду моментов отличное от российского (например, оставить смертную казнь, на которую в РФ, как известно, действует мораторий), а, с другой - хождение российского рубля и российских паспортов позволят дончанам фактически чувствовать себя россиянами. К тому же появятся условия всестороннего сотрудничества: признание автомобильных номеров ДНР/ЛНР на территории России и многое другое, что из-за юридических формальностей сегодня серьёзно осложняет жизнь жителям Донбасса в России. И что особенно важно - Россия на законных основаниях сможет напрямую вести торговлю с республиками Новороссии, минуя юридические и бюрократические преграды, расставленные киевским террористическим режимом.
Признание Россией суверенитета ДНР и ЛНР над всей территорией Донецкой и Луганской областей позволит усилить дипломатический нажим на Киев с целью освобождения контролируемой ВСУ части Донбасса. Узаконенный на уровне российского законодательства военторг резко увеличит обороноспособность республик: помимо новой российской наземной военной техники, ДНР и ЛНР смогут наконец-то обзавестись собственными полноценными военно-воздушными и военно-морскими силами. И тогда не придётся оправдываться перед везде сующими свой нос ОБСЕ и иными кишащими американской агентурой "универсальными международными организациями", обосновывая появление той или иной единицы военной техники. В области военного сотрудничества всё станет намного проще.
Таким образом, полная свобода действий в плане двусторонних договорённостей вплоть до заключения военного союза и строительства российских военных баз в ДНР и ЛНР. Признание независимости ДНР и ЛНР созданию Новороссии на их основе не противоречит, скорее, даже наоборот. Учитывая всё вышесказанное, считаю "югоосетинский" сценарий не просто оптимальным - а универсальным.
То, что последний до сих пор не был реализован, объясняется лишь патологической боязнью значительной части российских элит перед западными санкциями и иными мерами воздействия. Оно и понятно: любой отличный от нынешнего "приднестровского" сценарий - будь то "крымский" или "югоосетинский", автоматически влечёт за собой крах Минского процесса с неизбежными внешнеполитическими издержками, которых многие власть имущие боятся, как огня. Пожалуй, это - главное обстоятельство, отклоняющее фактический внешнеполитический курс России от соответствующего её национальным интересам. Кто-то скажет сакральную фразу "Путин слил", кто-то, наоборот, усмотрит во всём этом "Хитрый план". Но истина посередине: намерения части элит "слить" парируется стремлением другой части элит поддержать, поэтому на выходе имеем компромиссные решения во внешней и внутренней политике. Типичный пример - Минские соглашения. Их полная реализация означала бы ликвидацию республик Донбасса. Но с другой стороны, соглашения выписаны так, что пункт "г", даже при его выполнении, не считается выполненным, если не выполнены все предшествующие ему пункты "а", "б" и "в". То есть стоящая последним пунктом передача Киеву контроля над границей блокируется невыполнением режимом впереди стоящих пунктов, фактическое выполнение которых категорически неприемлемо для хунты. А частичное выполнение Киевом и республиками первых пунктов Минских договорённостей позволяет хоть немного снизить интенсивность боевых действий, что особенно актуально для прифронтовых Горловки, Тельманово и Первомайска.
Фактически, весь вопрос в том, какая чаша весов перевесит: "приднестровская", или "югоосетинская". А это не в последнюю очередь зависит от судьбы Минских договорённостей. Пока же Москва, Париж и Берлин всеми силами пытаются продлить Минскую эпопею и на 2016 год. Вашингтон устами Киева явно против. Но, как показала европейская порка украинского "президента" на "день незалежности", при желании и на особо воинственных вашингтонских сателлитов лидеры стран ЕС могут найти управу. Однако Россия и республики Донбасса дали понять, что будут добиваться от Киева не бутафорской, а реальной децентрализации (фактически - федерализации), что смертельно опасно для хунты. А значит, подтолкнёт последнюю к срыву Минских соглашений.
Так или иначе, осень обещает быть жаркой, а до конца года должна проясниться ситуация со статусом республик Донбасса. И, хотя де-юре включение в состав России Донбасса по Крымскому сценарию практически исключено, гуманитарные, экономические, финансовые, образовательные контакты между Россией с одной стороны и ДНР/ЛНР с другой, будут только расти. Даже приднестровский сценарий по отношению к Донбассу будет сохранён, благодаря географическому положению ДНР и ЛНР ничего страшного с республиками не произойдёт. У Донбасса с Россией, в отличие от Приднестровья, есть общая граница, есть даже выход к морю. А значит, это уже - улучшенный приднестровский сценарий.
Автор: Вячеслав Королёв