Р’ РЎРћР¦.СЕТР:
Свастика Славян
Ни в одной стране мира нет такого количества разновидностей ведических символов, как в России. Они встречается повсеместно на всей её огромной территории, в пределах её современных границ, с востока на запад и с севера на юг, с древнейших времён и вплоть до начала XX века.
Археологи находят РёС… РІРѕ всех культурах, которые РєРѕРіРґР°-либо там существовали Рё которым современные учёные дали разные названия: костёнковская Рё мезинская культуры (25-20 тыс. лет РґРѕ РЅ.СЌ.), трипольская культура (VI-III тыс. РґРѕ РЅ.СЌ.), андроновская культура (XVII-IX веках РґРѕ РЅ. СЌ.) – так назвали цивилизацию, которая существовала РІ XVII-IX веках РґРѕ РЅ. СЌ РЅР° территории Западной РЎРёР±РёСЂРё, западной части Средней РђР·РёРё Рё Южном Урале, тагарская культура бассейна реки Енисея (IX-III РІ. РґРѕ РЅ.СЌ.), пазырыкская культура (конец I тыс. РґРѕ РЅ.СЌ.), скифская Рё сарматская культура. Ведические символы, РІ частности свастичные, использовались русами РІ градостроении Рё зодчестве, изображались РЅР° фасадах деревянных срубных РёР·Р±, РЅР° деревянной Рё глиняной утвари, РЅР° женских украшениях – височных кольцах, РЅР° перстнях, РЅР° иконах Рё СЂРѕСЃРїРёСЃРё «РїСЂР°РІРѕСЃР»Р°РІРЅС‹С…» храмов, РЅР° глиняной РїРѕСЃСѓРґРµ Рё РЅР° родовых гербах. Наибольшее применение свастика нашла РІ украшении предметов одежды Рё быта, Рё широко использовалась ткачихами Рё вышивальщицами.




Существует огромное количество полотенец, скатертей, подзоров (полоса ткани с вышивкой или кружевом, которая пришивается к одному из длинных краёв простыни, так что при застеленной постели подзор остаётся открытым и свисает над полом), рубах, поясов, в орнаметах которых использовалась свастика.
Обилие Рё разнообразие свастичных мотивов просто поражает, как Рё тот факт, что раньше непростительно редко РѕРЅРё появлялись даже РІ специализированных книгах РїРѕ народно-прикладному искусству, РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ СѓР¶Рµ Рѕ существовании отдельных коллекций. Ртот пробел восполнил Рџ.Р. Кутенков, который собрал колоссальный материал – результат изучения распространения свастики РІ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ земле, Вологодской, Тверской, Архангельской, Вятской, Костромской, Пермской, Забайкалье Рё Алтае Рё описал его РІ РєРЅРёРіРµ «РЇСЂРіР°-свастика – знак СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ народной культуры». Р’ ней РѕРЅ РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ таблицы, РІ которые свёл характерные начертания свастик, использовавшихся РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёРё РІ период СЃ I РїРѕ XX РІРІ. РЅ.СЌ.




Свастика на автомобиле Николая II
Рљ слову сказать, что почти РІРѕ всех иностранных языках изображения солярного символа (разновидностей которого совсем немного) называются РѕРґРЅРёРј словом «СЃРІР°СЃС‚РёРєР°», Р° РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј языке различных вариантов свастики существует множество Рё столько Р¶Рµ названий.
Сельские жители называли свастику РїРѕ-своему. Р’ Тульской губернии её называли «РєРѕРІС‹Р»С‘Рј». Крестьяне Печоры – «Р·Р°Р№С†РµРј» (как солнечный зайчик), РІ Рязанской губернии её прозывали «РєРѕРЅС‘Рј», «РєРѕРЅСЃРєРѕР№ головой» (РєРѕРЅСЏ считали символом солнца Рё ветра), РІ Нижегородской – «СЂС‹Р¶РёРєРѕРј», «РІСЊСЋРЅРѕРј» РІ Тверской губернии, «РєСЂРёРІРѕРЅРѕРіРѕР№» РІ Воронежской. Р’ вологодских землях её называли РїРѕ-разному: «РєСЂСЋС‡СЊСЏ», «РєСЂСЋРєРѕРІРµС†», «РєСЂСЋРє» (Сямженский, Верховажский районы), «РѕРіРЅРёРІРѕ», «РѕРіРЅРёРІРµС†», «РєРѕРЅРµРіРѕРЅСЊ» (Тарногский, Нюксенский районы), «СЃРІРµСЂСЊ», «СЃРІРµСЂС‡РѕРє» (Великоустюгский район), «РІРѕР¶РѕРє», «РІРѕР¶Р°Рє», «Р¶РіСѓРЅ», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «СЏСЂРєРѕ», «РєРѕСЃРјР°С‚ый СЏСЂРєРѕ», «РєРѕСЃРјР°С‡» (Тотемский район), «РіСѓСЃСЊРєРё», «С‡РµСЂС‚РѕРіРѕРЅ» (Бабушкинский район), «РєРѕСЃР°СЂСЊ», «РєРѕСЃРѕРІРёРє» (Сокольский район), «РїРµСЂРµРєСЂРµСЃС‚», «РІСЂР°С‚РѕРє» (Вологодский, Грязовецкий районы), «РІСЂР°С€РµРЅРµС†», «РІСЂР°С€РµРЅРєР°», «РІСЂР°С‰СѓРЅ» (Шекснинский, Череповецкий районы), «СѓРіР»С‹Р№» (Бабаевский район), «РјРµР»СЊРЅРёРє» (Чагодощенский район), «РєСЂСѓС‚СЏРє» (Белозерский, Кирилловский районы), «РїС‹Р»Р°РЅСЊ» (Вытегорский район).
Рзумительные древние орнаменты выполняли обереговую функцию, вместе СЃ несомненной эстетической, РІ которой было важно РІСЃС‘ – Рё место расположения вышивки (плечи, горловина, РїРѕРґРѕР» Рё С‚.Рї.), цвет, нити, выбор орнамента Рё РїСЂ. Солярные символы, как впрочем Рё любой РґСЂСѓРіРѕР№ знак, несли РІ РЅРёС… определённую смысловую нагрузку, выписывая своего СЂРѕРґР° послание, расшифровать которое РјРѕРі только ведающий человек, РєРѕРёС…, Рє сожалению, совсем РЅРµ осталось. Рђ ведь ещё РІРѕ второй половине XIX века РІ некоторых СЂСѓСЃСЃРєРёС… деревнях жили старушки-ведуньи, умевшие «С‡РёС‚ать» РїРѕ вышитому орнаменту…
Р’РѕС‚, как РѕР± этом рассказывает Роман Багдасаров РІ своей РєРЅРёРіРµ «РЎРІР°СЃС‚РёРєР°: священный СЃРёРјРІРѕР». Ртнорелигиоведческие очерки».
«…Р’ середине XIX века Р¶РёРІ был ещё РѕР±СЂСЏРґ чтения СѓР·РѕСЂРѕРІ, входивший РІ смотрины невест. Р’РѕС‚ как РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёР» РѕРЅ РІ селе Никольском Кадниковского уезда, что РЅР° Вологодчине. РџРѕРґ Крещение (6 января СЃС‚. СЃС‚.) РёР· ближних Рё дальних деревень приходили Рё приезжали девушки-невесты, РїСЂРёРІРѕР·СЏ СЃ СЃРѕР±РѕР№ лучшие наряды. Рти наряды были почти РІСЃРµ сделаны РёС… руками. Девушка надевала РїРѕРґ РЅРёР· рубашку СЃ РґРІСѓРјСЏ красными полосами, РЅР° неё – ещё четыре-пять СЃ самыми причудливыми узорами, которые шли РѕС‚ подола РґРѕ РіСЂСѓРґРё. РќР° верхнюю рубашку – сарафан, три или четыре нарядных передника. Поверх всего – овчинную шубу, опушённую мехом Рё крытую крестьянским СЃСѓРєРЅРѕРј.
После обеда начинался самый ответственный момент смотрин. Невесты становились рядами у церковной ограды. Несколько парней выбирали пожилую женщину и под её предводительством направлялись к разряженным девицам, которые стояли боясь пошевелиться. Баба подходила к одной из девушек, раздвигала полы шубки и показывала её нарядные передники. Потом поднимала подол сарафана, одну за другой все узорчатые рубашки до той самой, на подоле которой были две красные полосы.
Р РІСЃС‘ это время поясняла значение СѓР·РѕСЂРѕРІ. Женихи судили РїРѕ рубахам Рё передникам Рѕ способностях девушки Рё её трудолюбии: умеет ли РѕРЅР° прясть, ткать, шить Рё кружева плести [377, СЃ. 113]. Язык СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ народной вышивки – это «СЃРёСЃС‚ема РїРёСЃСЊРјР°», РіРґРµ чернила Рё бумагу заменяют холст Рё, чаще всего, красная нить. Понятие «РїРёСЃР°С‚СЊ» РІ древности имело значение «СѓРєСЂР°С€Р°С‚СЊ» Рё «РёР·РѕР±СЂР°Р¶Р°С‚СЊ». «РЎС‚рочить РїРёСЃСЊРјРѕ» значило вышивать строкой, назнаменовывая РѕРґРёРЅ Р·Р° РґСЂСѓРіРёРј СЂСЏРґ символических знаков [95, СЃ. 176-177].
РљРѕРіРґР° девушка готовила себе приданое, мать или бабушка внимательно следили Р·Р° её работой Рё сразу поправляли ошибки. Очевидец рассказывает, как дочь ткала РІ приданое полотенце Рё РІ его кайме хотела поставить РґРІР° СЂСЏРґР° треугольников, вершина Рє вершине. Увидев это, мать остановила её: «РќРµР»СЊР·СЏ так делать, дочка! Драконовы Р·СѓР±С‹ Сѓ тебя получатся, несчастье РЅР° голову накличешь, девичий твой цвет Рё замужняя Р¶РёР·РЅСЊ Сѓ дракона РІ зубах окажутся. Поставь СѓР·РѕСЂРєРё подошва Рє подошве – выйдут солнечные лучи. Р Р±СѓРґСѓС‚ светить РѕРЅРё тебе РІРѕ РІСЃСЋ Р¶РёР·РЅСЊ…» [123, СЃ. 46; 147, СЃ. 5].
Наиболее архаичные части одежды: головной СѓР±РѕСЂ, оплечья Рё РїРѕРґРѕР» РІ разных областях Р РѕСЃСЃРёРё имели характерные отличия. РЎ РЅРёС… РјРѕР¶РЅРѕ считывать информацию РѕР± этнорелигиозных особенностях славян. Рђ РЅР° реке Печоре ещё РІ 1970-Рµ РіРѕРґС‹ охотники, читая издали СѓР·РѕСЂС‹ РЅР° варежках Рё шерстяных чулках, определяли СЂРѕРґРѕРІСѓСЋ принадлежность встретившегося земляка. Свастика встречается РЅР° всех элементах традиционной одежды. РњРѕР¶РЅРѕ сказать, что РѕРЅР° пронизывала наряд СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ человека буквально СЃ головы РґРѕ РїСЏС‚…
Простые деревенские жители РІ продолжение целых столетий сохраняют СЃ каким-то религиозным уважением форму, цвет Рё малейшие принадлежности костюма СЃРІРѕРёС… предков», – отмечали этнографы РІ середине XIX века. Р’ городах традиционный СЂСѓСЃСЃРєРёР№ наряд бытовал вплоть РґРѕ указанного времени. Р’ сельской Р¶Рµ местности его повсеместно носили Рё РІ начале (РєРѕРµ-РіРґРµ даже РІ середине) XX столетия.
Правила ношения традиционной одежды имели СЂСЏРґ особенностей: РѕРґРЅСѓ полагалось носить лицам, ещё РЅРµ достигшим брачного возраста, РґСЂСѓРіСѓСЋ – совершеннолетним, РЅРѕ ещё РЅРµ ставшим родителями, третью – имеющим детей, Рё четвёртую – лицам, ставшим дедами Рё бабками Рё утратившим способность Рє деторождению. Р’ то Р¶Рµ время, старые девы после определённого возраста РЅРµ имели права носить прежний девичий костюм [94, СЃ. 24, 26]. Независимо РѕС‚ происхождения Рё общественного положения, занимаемого СЂСѓСЃСЃРєРёРј человеком, его одежда отражала прежде всего брачный статус.




Наиболее насыщенную символику нёс свадебный наряд. Согласно «Р§РёРЅСѓ свадебному», молодых именовали князем Рё княгиней, РґСЂСѓРіРёРµ участники располагались РїРѕ ступеням РІРѕРёРЅСЃРєРѕР№ иерархии: большой Р±РѕСЏСЂРёРЅ-тысяцкий, Р±РѕСЏСЂРµ-спутники невесты Рё жениха [335, СЃ. 156-157; 45; 271 Рё РґСЂ]. Подвенечная рубаха имела РѕСЃРѕР±РѕРµ значение. Рзготовлялась РѕРЅР° РІ течении трёх праздничных ночей: «РІ первую ноченьку Христовскую [пасхальную], РІРѕ РґСЂСѓРіСѓСЋ, РІРѕ Рвановскую, РІ третью ноченьку Петровскую». РќР° ней вышивалась доступная человеческому разумению картина РјРёСЂР°, важное место РІ которой занимала свастика…»
РџРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ использования главного Солнечного символа Гитлером РІ сети написано СѓР¶Рµ немало. Однако Рџ.Р.Кутенков РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ малоизвестные интересные исследования РЅР° тему сочетания свастики Рё РєСЂСѓРіР°, которые также проливают свет РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ.
Свастика в круге предельно редко использовалось в русской народной, да и мировой культуре. На Руси яргу всегда заключали в ромб или квадрат, и в таком же виде использовали в орнаментах.
Четыре верхушки ромба в русской народной культуре соотносились с четырьмя положениями солнца - два равноденствия и два солнцестояния, с четырьмя сезонами года, с четырьмя направлениями света, четырьмя стихиями природы. Помещение знака в ромб означает, что знак вписан в природу, он находится в ладу с пространством и временем.
Заключение в круг исследователи относят именно к оккультному использованию, так как круг во многих случаях используется именно во всевозможных обрядах и магических ритуалах, в том числе в негативных.
Кольцо - это, в первую очередь, защита, отделение своего пространства от пространства чуждого, враждебного. Магическое очерчивание (Вий - хороший образ) - защищает от внешнего воздействия.
РҐРѕРјР° Брут РІ знаменитой повести Гоголя "Р’РёР№" использует "языческий" обережный РєСЂСѓРі РІ церкви. РРєРѕРЅС‹ Рё кресты РІ самой церкви почему-то РЅРµ помогают главному герою...
Рв то же время это действие лишало возможности получения подпитки со стороны, оставляло ограниченный резерв, с которым необходимо было продержаться до определённого времени (главному герою Вия как раз не удалось дожить до рассвета).
С другой стороны, замыкание в кольцо вещи, знака или предмета воздействия лишало его сил, ограничивало способность действовать или направляло эти действия по другому направлению. Обряды и традиции, использующие кольцо в этом ключе, также хорошо известны (один из них, залом, или закрут на колосьях, наводил ужас неурожая на целые селения), вокруг больного очерчивали круг, чтобы дух болезни не переступил его, и т.д.
Таким образом, расположение чёрной свастики в круге на красном масонском полотнище совершенно определённо является деструктивным оккультным действием сил, развязавших Вторую мировую войну.
Рсточник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/svastika-slavjan