Р’ РЎРћР¦.СЕТР:
«Р СѓСЃСЃРєРёР№ РљРѕРЅРєРѕСЂРґ» РўСѓ-144
РўСѓ-144 называли главных «С‡СѓРґРѕРј советского авиастроения» Рё «СЂСѓСЃСЃРєРёРј РљРѕРЅРєРѕСЂРґРѕРј». РћРЅ был призван стать главным мировым флагманом пассажирской авиации, РЅРѕ череда аварий свела РЅР° нет РІСЃРµ надежды.
1 Проект Никиты Хрущева
Р’ начале 1960-С… РіРѕРґРѕРІ Великобритания Рё Франция решили совместными усилиями создать сверхзвуковой пассажирский самолет, которому дали название «РљРѕРЅРєРѕСЂРґ». Лайнер должен был развивать скорость полета 2200-2300 РєРј/С‡. Прожектеры рассчитывали, что перелет «РљРѕРЅРєРѕСЂРґР°» РёР· Европы РІ Америку должен был занимать три часа вместо семи-РІРѕСЃСЊРјРё РЅР° обычных самолетах. Рћ британо-французском проекте доложили генеральному секретарю ЦК РљРџРЎРЎ Никите Хрущеву, Рё тот эмоционально поставил задачу: «РњС‹ должны сделать СЃРІРѕР№ советский ультразвуковик, РїСЂРё этом летать РѕРЅ должен быстрее «РљРѕРЅРєРѕСЂРґР°»». Р’СЃСЏ работа была поручена Андрею Николаевичу Туполеву. Самолету присвоили марку РўСѓ-144, строиться РѕРЅ должен был РЅР° Воронежском авиазаводе, Р° его появление РЅР° свет раньше «РљРѕРЅРєРѕСЂРґР°» стало важнейшей политической задачей РЎРЎРЎР .
2 Первый сверхзвуковой
Советские авиаконструкторы справились СЃ задачей: РўСѓ-144 стал первым РІ РјРёСЂРµ сверхзвуковым самолетом, который использовался для перевозки пассажиров. Первый испытательный полёт этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 РіРѕРґР°: РЅР° РґРІР° месяца раньше «РљРѕРЅРєРѕСЂРґР°» - своего знаменитого конкурента. 5 РёСЋРЅСЏ 1969 РіРѕРґР° РўСѓ-144 впервые РІ истории авиации преодолел Р·РІСѓРєРѕРІРѕР№ барьер. Самолет РјРѕРі перевозить РґРѕ 15 тонн РіСЂСѓР·Р° или РѕС‚ 120 РґРѕ 150 пассажиров РЅР° расстояние 3500 РєРј СЃ максимальной скоростью 2500 РєРј / С‡.
3 Обвинение в плагиате
«РљРѕРЅРєРѕСЂРґ» Рё РўСѓ-144 были РїРѕС…РѕР¶Рё почти как РґРІРµ капли РІРѕРґС‹. Создатели «РљРѕРЅРєРѕСЂРґР°» обвинили РљР‘ Туполева РІ краже РјРЅРѕРіРёС… технических решений. Однако доказать это так Рё РЅРµ удалось. Надо сказать, что несмотря РЅР° внешнее сходство, самолеты РІСЃРµ-таки довольно сильно отличались. Так, РўРЈ-144 был значительно больше РїРѕ размерам своего западного «РґРІРѕР№РЅСЏС€РєРё»: советский лайнер РјРѕРі взять РЅР° Р±РѕСЂС‚ РґРѕ 150 пассажиров, Р° «РљРѕРЅРєРѕСЂРґ» - РЅРµ более 128. Причем, несмотря РЅР° СЃРІРѕРё габариты, РўСѓ был значительно маневреннее Рё ему требовалось для взлета гораздо меньшая РїРѕ размеру взлетная полоса, чем более мелкому «РљРѕРЅРєРѕСЂРґСѓ».
4 Первая катастрофа
3 РёСЋРЅСЏ 1973 РіРѕРґР° РЅР° престижном авиасалоне Ле-Бурже РІ присутствии 300 тысяч зрителей РўСѓ-144 совершал показательный полет. Согласно РѕРґРЅРѕР№ РёР· версий происшествия, РІ это время Рє нему РЅР° минимальное расстояние подлетел французский самолет-разведчик «РњРёСЂР°Р¶-3», который РїСЂРѕРІРѕРґРёР» съемку «СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ авиачуда». Чтобы избежать столкновения советский экипаж совершил слишком рисковый маневр, самолет перешел РІ РїРёРєРµ Рё через несколько мгновений развалился РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ РЅР° глазах Сѓ зрителей. Фрагменты самолета упали РЅР° жилые районы: было разрушено 5 РґРѕРјРѕРІ Рё ещё 20 повреждены. Р’ катастрофе погибли РІСЃРµ 6 человек РЅР° борту РўСѓ-144, Р° также 8 человек РЅР° земле, включая 3 детей. Ещё 25 человек РЅР° земле получили ранения.
5 Начало регулярных авиаперевозок
Несмотря РЅР° случай РІ Ле-Бурже, 1 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1977 РіРѕРґР° РўСѓ-144 совершил СЃРІРѕР№ первый регулярный рейс РњРѕСЃРєРІР° – Алма-Ата. Билет РЅР° этот маршрут стоил 68 рублей (почти половина средней зарплаты РІ РЎРЎРЎР ). Для сравнения стоимость билета РЅР° рейс «РњРѕСЃРєРІР° – Алма-Ата», совершаемый РЅР° РґСЂСѓРіРѕРј пассажирском самолете, составляла 48 рублей.
6 Вторая катастрофа
23 мая 1978 РіРѕРґР° модернизированный РўСѓ-144 совершал испытательный рейс. РќР° борту РёР·-Р·Р° неисправности топливной системы произошло возгорание, Рё экипаж РїСЂРёРЅСЏР» решение совершить вынужденную посадку – РІ открытом поле, недалеко РѕС‚ РїРѕРґРјРѕСЃРєРѕРІРЅРѕРіРѕ Егорьевска. 6 человек РёР· 8 членов экипажа спаслись. После жесткой посадки авиалайнер почти полностью сгорел. 1 РёСЋРЅСЏ 1978 РіРѕРґР° «РђСЌСЂРѕС„лот» прекратил пассажирские авиаперевозки РўСѓ-144.
7 Летающая лаборатория
Р’ первой половине 1990-ых РіРѕРґРѕРІ модифицированный РўСѓ-144 использовался РќРђРЎРђ РІ качестве летающей лаборатории для изучения РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ аэроакустики Рё аэроупругости, создания базы данных РїРѕ тепловому состоянию силовой установки РЅР° больших скоростях, отработки РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ устойчивости Рё управляемости, оценки влияния земной поверхности РЅР° взлетно-посадочных режимах. Выбор РІ пользу РўСѓ-144 (Р° РЅРµ «РљРѕРЅРєРѕСЂРґР°») Американское космическое агенство сделало благодаря большей максимальной скорости полета СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ лайнера.
Рсточник: https://russian7.ru/2015/08/russkij-konkord-tu-144/