РњС‹ СѓР¶Рµ давно свыклись СЃ мыслью, что Р РѕСЃСЃРёСЏ является РѕРґРЅРёРј РёР· лидеров РЅР° рынке вооружений. Согласно данным ежегодных докладов Стокгольмского института исследований проблем РјРёСЂР° Р·Р° 2010-2014 РіРѕРґР°, наша страна заняла второе место РїРѕ экспорту РѕСЂСѓР¶РёСЏ, нарастив СЃРІРѕСЋ долю рынка РґРѕ 27% Р·Р° четыре РіРѕРґР°. РЈР¶Рµ традиционно нашими главными покупатели техники Рё вооружений стали РРЅРґРёСЏ (39%), Китай (11%) Рё Алжир (8%).
Средства массовой информации практически ежедневно радуют СЃРІРѕСЋ аудиторию новостями Рѕ новых контрактах РЅР° поставку РѕСЂСѓР¶РёСЋ. РР· последних новостей:
- Египет заказал российские боевые вертолеты Ка-52;
- Р РѕСЃСЃРёСЏ заключит СЃ Рраном контракт РЅР° поставку систем РџР’Рћ «РђРЅС‚ей-2500»;
- РФ заключила контракт с Белоруссией на поставку партии БТР-82А.

Однако Р·Р° шквалом всех этих, безусловно, позитивных новостей, РјС‹ РЅРµ замечаем того, как развивается наша собственная армия. Даже РѕРґРЅРѕ РёР· главных событий конца августа, РњРђРљРЎ 2015, освещалось нашими СМРдостаточно РѕРґРЅРѕР±РѕРєРѕ. Р’СЃРµ ждали, разрешится ли главная интрига этого РіРѕРґР°: РґРѕРіРѕРІРѕСЂРёРјСЃСЏ ли РјС‹ СЃ Китаем Рѕ продаже наших сверхперспективных самолетов РЎСѓ-35РЎ; РІСЃРµ наблюдали Р·Р° тем, как «РЅР° СѓСЂР°» разбирались, словно горячие РїРёСЂРѕР¶РєРё, наши самолеты SSJ-100 Рё вертолеты РљР°-52; РЅРѕ практически никто РЅРµ заметил, что авиасалон, например, «РїРѕРѕР±РµС‰Р°Р» светлое будущее» нашим Воздушно-космическим силам - РЅР° нем было подписано соглашение между Р РљРљ "Рнергия" Рё компанией "Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ космические системы", согласно которому сотрудничество между этими компаниями переходит РЅР° новый уровень. Также мало кто РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ планирующихся испытаниях РЅРѕРІРѕР№ системы радиоэлектронной Р±РѕСЂСЊР±С‹, разработанной концерном "Радиоэлектронные технологии", или Рѕ сдаче РІ эксплуатацию Министерству РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ РґРѕ конца РіРѕРґР° навигационной системы ГЛОНАСС.
Рђ ведь перевооружение СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ армии идет полным С…РѕРґРѕРј! РџРѕ итогам 2014 РіРѕРґР°, оснащенность СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ армии выросла РЅР° 7%, Р° исправность – РЅР° 5%, достигнув отметки РІ 85%.
Сухопутные РІРѕР№СЃРєР° РІ 2014 РіРѕРґСѓ пополнились модернизированными танками Рё бронемашинами – РїРѕ 300 штук, РЅР° вооружение было поставлено более 5000 единиц автомобильной техники Рё 2 единицы РіСЂРѕР·С‹ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ армии – ракетных комплексов «Рскандер-Рњ».
Военно-воздушные силы пополнили, в общей сложности, 122 самолета и 118 вертолетов, а также 7 зенитно-ракетных систем С-400, не имеющих аналогов в мире.

РљСЂРѕРјРµ всего прочего, наш военно-РјРѕСЂСЃРєРѕР№ флот пополнился 2 РђРџР› Рё 1 Р”РРџР›, стратегические ядерные силы 38-СЋ межконтинентальными баллистическими ракетами, Р° Р Р’РЎРќ – тремя ракетными комплексами «РЇСЂСЃ».
Чего ждать от Гособоронзаказа в 2015 году?
В 2015 году было намерено продолжить перевооружение, несмотря на проблемы российской экономики. Ведь наоборот, переоснащение российской армии дает нашим предприятиям заказы, обеспечивает людей работой, приносит доходы в бюджет. Так, доля Гособоронзаказа в текущем бюджете составляет 3,3 трлн руб., или 4,2% ВВП.
Ожидается, что Р·Р° 2015 РіРѕРґ будет поставлено 126 самолетов, 88 вертолетов, 5 боевых надводных кораблей, 2 РђРџР› Рё 2 Р”РРџР›, 701 единица бронетехники, Рё даже Р±СѓРґСѓС‚ оснащены 4 ракетных полка.
Правда, год начался для оборонной промышленности, мягко говоря, не очень радужно. К середине года оказалось, что по некоторым позициям цены на заказанные ОПК вооружения и военную технику с момента начала работ выросли аж в 11 раз! Такие рекорды в ценообразовании невозможно было объяснить ни инфляцией, ни падением рубля, ни, тем более, здравым смыслом.
РњРЅРѕРіРёРµ исполнители государственного РѕР±РѕСЂРѕРЅРЅРѕРіРѕ заказа СЏРІРЅРѕ смелели, манипулируя значимостью перевооружения для нашей страны. Рто выражалось РІ том, что РѕРЅРё, пользуясь отсутствием четкой системы контроля, бюджетные средства расходовали далеко РЅРµ РїРѕ назначению. Так, например, деньги уходили РЅР° погашение коммерческих кредитов, СЃРєСѓРїРєСѓ ценных бумаг или ненужные валютные операции.
Необходимы были срочные меры, которые были приняты: 1 июля вступили РІ силу изменения РІ Федеральный закон «Рћ государственном РѕР±РѕСЂРѕРЅРЅРѕРј заказе». РћРЅРё установили принципиально РЅРѕРІСѓСЋ систему взаимоотношений между заказчиками Рё исполнителями Гособоронзаказа , которые были поставлены РЅР° межведомственный контроль.
Конечно, контроль существовал Рё раньше, однако, РїРѕ словам заместителя Министра РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Татьяны Шевцовой, «РѕРЅ больше напоминал тривиальную бухгалтерскую проверку». РЎ внесением Р¶Рµ правок РІ закон, РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Рё контрольные органы получили возможность отслеживать финансовые потоки СЃ точностью РґРѕ рубля.
Для этих целей также разработали целый набор инструментов:
1. Рнститут уполномоченных банков (это Сбербанк, Р’РўР‘, Газпромбанк, Россельхозбанк Рё Р’РўР‘-24, поскольку только РѕРЅРё соответствовали установленным требованиям - участие государства РІ объеме РЅРµ менее 50%, уставный капитал – 100 млрд СЂСѓР±. Рё широкое представительство РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёРё);
2. Система спецрасчетов, которая начала действовать с 1 сентября;
3. Система присвоения каждому контракту уникального идентификационного номера.
Весь процесс теперь выстроен РїРѕ следующей схеме: заключение РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ контракта СЃ главным исполнителем – открытие исполнителем счета РІ уполномоченном банке СЃ указанием своего номера контракта - накопление данных Рѕ «РјР°СЂС€СЂСѓС‚Рµ» контрактных денег через уполномоченные банки РІ Национальном центре управления РѕР±РѕСЂРѕРЅРѕР№.
Система мониторинга СѓР¶Рµ привлекла Рє себе внимание – желание подключиться Рє ней высказало Рё РњР’Р”. РЎ 1 сентября 2017 РіРѕРґР° даже планируется подключить Рє системе остальные ведомства.
Лишних денег РІ казне сейчас нет, так что переход Рє контролю Р·Р° каждым рублем – шаг правильный Рё даже давно напрашивающийся. Р’СЃРµ это исключает возможности вольного обращения СЃ бюджетными средствами, что автоматически приводило Рє неоправданному удорожанию продукции военного назначения.

Есть все основания думать, что Гособоронзаказ в 2015 году будет выполнен на все 100%, ведь пока работы ведутся в соответствии с графиком, никаких неожиданных сбоев не наблюдается. Более того, 8 сентября Правительство РФ предоставило государственные гарантии шести организациям оборонно-промышленного комплекса на сумму до 8,33 млрд руб. по кредитам, привлекаемым для выполнения государственного оборонного заказа.
Средства направляются в ОАО "Сухой", ООО "Техником", Курганский машиностроительный завод, АО "МиГ", Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт , ОАО "Туполев". Как говорится в пояснении правительства, государственная поддержка нацелена на расширение возможностей предприятий привлекать внебюджетные источники финансирования. Таким образом будет достигаться своевременное выполнение Гособоронзаказа в соответствии с программой вооружений.
Так что в плане перевооружения в этом году мы в праве ожидать от государства максимума, а Запад пусть нервно грызет ногти и завидует в сторонке, ведь, например, американские вооруженные силы уже опасно устарели, а армия немецкая давно превратилась в посмешище.
