Р’ РЎРћР¦.СЕТР:
У России есть свой собственный B-52
© Р РРђ Новости, Рамиль Ситдиков
В мире мало таких особенных самолетов, как массивный четырехмоторный стратегический бомбардировщик и морской патрульный самолет Ту-95 с его гигантской топливозаправочной штангой, похожей на рог единорога, из-за которой он смахивает на чудовище из доисторических времен. Ну, или из периода после окончания Второй мировой войны, когда он появился на свет.
Внешний РІРёРґ РўСѓ-95 РЅРµ должен вас обманывать. РћРЅ находится РЅР° вооружении РІРѕС‚ СѓР¶Рµ 60 СЃ лишним лет, потому что РІ РјРёСЂРµ мало таких машин, которые РјРѕРіСѓС‚ сравниться СЃ РЅРёРј РїРѕ дальности Рё продолжительности полета СЃ мощной боевой нагрузкой. РњРѕР¶РЅРѕ сказать, что РўСѓ-95 — это СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ Р’-52, РЅРѕ СЃ уклоном РІ сторону РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ патрульного самолета, который имеет привычку "стучать РІ двери" береговых систем РџР’Рћ РІ Европе, РђР·РёРё Рё Северной Америке.
Ядерный бомбардировщик холодной войны
«РњРµРґРІРµРґСЊ», как его называют РІ РќРђРўРћ, родился РёР· стремления Советского РЎРѕСЋР·Р° создать СЃРІРѕРё собственные силы бомбардировочной авиации, РЅРµ отстающие РѕС‚ тех, которые сформировали Соединенные Штаты Америки РІ РіРѕРґС‹ Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹. Советские стратеги РІ 1950 РіРѕРґСѓ попросили разработать четырехмоторный бомбардировщик, способный преодолевать 8 000 километров Рё наносить удары РїРѕ целям РІ РЎРЁРђ всей своей Р±РѕРјР±РѕРІРѕР№ нагрузкой РІ 12 000 тонн.
Но реактивные двигатели того времени слишком быстро сжигали топливо. Поэтому конструкторское бюро Андрея Туполева разработало самолет с четырьмя мощными турбовинтовыми двигателями НК-12 с винтами противоположного вращения.
РЈ каждого двигателя РќРљ-12 РґРІР° винта, Рё второй вращается РІ направлении, противоположном первому. Рто РЅРµ только создает противодействие крутящему моменту, РЅРѕ Рё обеспечивает увеличение скорости. Поэтому винты противоположного вращения немного экономичнее. РќРѕ поскольку такие винты РґРѕСЂРѕР¶Рµ РІ производстве Рё обслуживании, применяются РѕРЅРё довольно редко. Рђ тот шум, который РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ РўСѓ-95, замечают летчики истребителей Рё даже экипажи подводных лодок.
РќРѕ нетрадиционные двигатели РўСѓ-95 полностью окупились Рё принесли СЃРІРѕРё плоды. Огромный РўСѓ-95 является РѕРґРЅРёРј РёР· самых быстрых винтовых самолетов среди действующих, поскольку РѕРЅ способен развивать скорость свыше 800 километров РІ час. Надо сказать, что кончики его винтов диаметром 5,8 метра вращаются СЃРѕ скоростью, немного превышающей скорость Р·РІСѓРєР°. «РњРµРґРІРµРґСЊ» также РѕРґРёРЅ РёР· немногих винтовых самолетов СЃРѕ стреловидным крылом, что идет ему РЅР° пользу, позволяя летать СЃ большей скоростью.
РЈ РўСѓ-95 также огромная емкость топливных баков, позволяющая ему пролетать без дозаправки более 14 тысяч километров. После первых серийных образцов появились более РїРѕР·РґРЅРёРµ варианты СЃ характерной штангой для дозаправки РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ, что еще больше увеличило дальность полета этой машины. Обычно время патрулирования РІ период холодной РІРѕР№РЅС‹ составляло 10 часов, однако некоторые полеты РўСѓ-95 длились почти РІРґРІРѕРµ больше.Ркипаж РўСѓ-95 составлял РѕС‚ шести РґРѕ РІРѕСЃСЊРјРё человек РІ зависимости РѕС‚ типа самолета. Р’ него входили РґРІР° пилота Рё РґРІР° штурмана, Р° остальные его члены занимались системами вооружений Рё приборами обнаружения. РЈ первоначальной версии РўСѓ-95 было РїРѕ РґРІРµ спаренных пушки калибра 23 миллиметра РІ нижней части фюзеляжа Рё РІ РєРѕСЂРјРµ, Р° также РѕРґРЅР° РІ РЅРѕСЃРѕРІРѕР№ части. Р’СЃРµ РѕРЅРё предназначались для РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ РѕС‚ истребителей противника. Р’ СЌРїРѕС…Сѓ ракет большой дальности класса «РІРѕР·РґСѓС…-РІРѕР·РґСѓС…» такое вооружение начало устаревать, Рё поэтому РІ более РїРѕР·РґРЅРёС… моделях конструкторы избавились РѕС‚ всех пушек, РєСЂРѕРјРµ РєРѕСЂРјРѕРІРѕР№. (Справедливости ради надо сказать, что РІ небе над Вьетнамом стрелки кормовых пушек Р’-52 РІСЃРµ-таки сбили РґРІР° или три самолета.)
Первоначальная задача «РњРµРґРІРµРґРµР№» была предельно понятна: РІ случае перерастания холодной РІРѕР№РЅС‹ РІ РІРѕР№РЅСѓ «РіРѕСЂСЏС‡СѓСЋ» десятки РўСѓ-95 должны были пересечь Северный полярный РєСЂСѓРі Рё сбросить атомные Р±РѕРјР±С‹ РЅР° РЎРЁРђ. Согласно расчетам, даже если значительная часть этих машин будет уничтожена американскими зенитными ракетами Рё истребителями РџР’Рћ, некоторые самолеты РІСЃРµ-таки пробьются через полосу РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹.
РЈ РЎРЁРђ имелись аналогичные планы РЅР° случай РІРѕР№РЅС‹, Рё РѕРЅРё были увековечены РІ фильме «Р”октор Стрейнджлав». РќРѕ Сѓ РЎРЎРЎР , РІ отличие РѕС‚ РЎРЁРђ, РЅРµ было системы круглосуточного дежурства бомбардировщиков СЃ ядерным оружием РЅР° борту.
РўСѓ-95 также применялись РїСЂРё испытаниях ядерного РѕСЂСѓР¶РёСЏ. РћРґРёРЅ самолет РўСѓ-95Р’ РІ 1961 РіРѕРґСѓ СЃР±СЂРѕСЃРёР» самую мощную ядерную Р±РѕРјР±Сѓ РЅР° остров Северный. Рто была 50-мегатонная Царь-Р±РѕРјР±Р°. РћРЅР° была сброшена РЅР° парашюте Рё взорвалась РІ четырех километрах РѕС‚ земли, создав РіСЂРёР±РѕРІРёРґРЅРѕРµ облако высотой 60 километров. Ударная волна бросила РўСѓ-95 РЅР° тысячу метров РІРЅРёР·, однако летчик сумел восстановить управление машиной Рё благополучно вернулся РЅР° аэродром. Перед полетом экипажу сообщили, что шансов пережить это испытание Сѓ РЅРёС… РЅРµ более 50%.
Морские пираты
К началу 1960-х годов Советский Союз пришел к разумному выводу о том, что стратегические ядерные бомбардировщики, пытающиеся сбросить бомбы свободного падения на США, это чистой воды расточительство с учетом повышения эффективности средств ПВО и сравнительно низких затрат на баллистические ракеты, которые невозможно остановить. В связи с этим начали создавать новые версии Ту-95, предназначенные для решения иных задач.
Устранить такой недостаток бомбардировщиков как незащищенность от перехвата можно было за счет их использования в качестве платформы для крылатых ракет большой дальности. Вариант Ту-95К мог нести на борту огромную крылатую ракету в ядерном снаряжении Х-20, которую в НАТО обозначают как AS-3 Kangaroo. Дальность пуска у этой ракеты составляла от 300 до 600 километров, и она была похожа на бескрылый самолет (по сути дела, являясь таковым). Основой для нее послужил фюзеляж МиГ-19.
РљСЂРѕРјРµ того, «РњРµРґРІРµРґСЏРј» была поставлена задача следить Р·Р° американскими авианосными ударными группами. Даже РїСЂРё наличии самых современных Рё совершенных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ обнаружения найти Рё отследить корабль РЅР° огромных океанских просторах было крайне трудно. РќРѕ РІ случае определения местонахождения такой авианосной ударной РіСЂСѓРїРїС‹ РЎРЁРђ ее РјРѕР¶РЅРѕ было разбомбить посредством армады бомбардировщиков наземного базирования. «РњРµРґРІРµРґСЊ», способный часами летать над океаном Рё следить Р·Р° огромными территориями, был идеальным средством для определения местонахождения американских кораблей Рё для отслеживания РёС… перемещений.
Для выполнения задач такого СЂРѕРґР° был специально создан самолет дальней РјРѕСЂСЃРєРѕР№ разведки Рё целеуказания РўСѓ-95Р Р¦. Р’ его подфюзеляжном контейнере размещалась РЛС РѕР±Р·РѕСЂР° РјРѕСЂСЃРєРѕР№ поверхности, Р° Р·Р° кормовым орудием — прозрачный смотровой выступ для наблюдения.
Р’ случае РІРѕР№РЅС‹ полезно РЅРµ только следить Р·Р° перемещениями флотов. Рспользование РўСѓ-95 также являлось психологическим приемом, который демонстрировал, насколько Р’РњРЎ противника СѓСЏР·РІРёРјС‹ для воздушного нападения. Американские самолеты палубной авиации очень часто поднимались РїРѕ тревоге РЅР° перехват надоедливых «РњРµРґРІРµРґРµР№». Многочисленные фотографии встреч РўСѓ-95 Рё истребителей РІ небе стали настоящей РёРєРѕРЅРѕР№ СЌРїРѕС…Рё холодной РІРѕР№РЅС‹.
Варианты Ту-95
Существует множество экспериментальных версий Ту-95, в том числе, Ту-95ЛАЛ с ядерной силовой установкой, а также Ту-95К для транспортировки и пуска истребителей МиГ-19.
Среди запущенных в серийное производство моделей следует отметить самолет Ту-95МРдля стратегической фото- и радиотехнической разведки, а также усовершенствованные версии Ту-95К и КМ, обладающие более современными приборами обнаружения и способные производить пуск ракет Х-22.
РЎРѕ временем Советский РЎРѕСЋР· РЅР° базе РўСѓ-95 разработал специализированный самолет противолодочной разведки РўСѓ-142. Причиной для его создания стал страх перед РЅРѕРІРѕР№ баллистической ракетой РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕРіРѕ РїСѓСЃРєР° Polaris, первые пробные испытания которой РёР· РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕРіРѕ положения прошли РІ 1960 РіРѕРґСѓ. Отличительной особенностью РўСѓ-142 является его противолодочный комплекс «Р‘еркут» СЃ РЛС РѕР±Р·РѕСЂР° РјРѕСЂСЃРєРѕР№ поверхности Рё целеуказания. Р’ хвостовой части размещается детектор магнитных аномалий, помогающий РІ РїРѕРёСЃРєРµ подводных лодок. РўСѓ-142 немного длиннее базовой версии, что позволяет разместить РІ нем РІСЃРµ необходимые РїСЂРёР±РѕСЂС‹.
Во времена холодной войны их приходилось неоднократно модернизировать, дабы не отстать от подводного флота США. В сегодняшнем варианте Ту-142МЗ могут применяться усовершенствованные радиогидроакустические буи РГБ-16 и РГБ-26. Он также оснащен более мощными двигателями. Ту-142 неоднократно и весьма успешно обнаруживал американские подводные лодки, после чего на протяжении длительного времени следил за ними. Было также изготовлено два специальных самолета Ту-142МРдля связи с российскими субмаринами.
В российской морской авиации Ту-142 используются до сих пор. Один такой самолет был недавно замечен в Сирии. Они либо следил за позициями сирийских повстанцев, либо наблюдал за перемещениями американского флота.
Р’ Р’РњРЎ РРЅРґРёРё СЃ 1988 РіРѕРґР° действуют восемь самолетов РўСѓ-142РњРљ. Правда, РІ ближайшем будущем РёРј РЅР° смену РїСЂРёРґСѓС‚ 12 самолетов P-8I Poseidon.
РќР° базе «РњРµРґРІРµРґСЏ» был также разработан первый РІ Р РѕСЃСЃРёРё самолет дальнего радиолокационного обнаружения Рё наведения РўСѓ-126. Рђ еще РѕРЅ стал РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ для авиалайнера РўСѓ-114, который РІ 1959 РіРѕРґСѓ Р·Р° 11 часов беспосадочного полета перевез Хрущева РёР· РњРѕСЃРєРІС‹ РІ РќСЊСЋ-Йорк. РќРѕ сегодня эти модели СѓР¶Рµ РЅРµ летают.
Кроме Ту-142, на вооружении в России остается чуть больше 50 самолетов Ту-95МС, созданных на базе планера Ту-142. Они используются в качестве носителя крылатых ракет и могут осуществлять пуски Х-55, или AS-15 по натовской классификации. Недавно эти машины были модернизированы, и теперь каждая может нести на борту 16 таких ракет. А еще они были оснащены новыми системами навигации и целеуказания. Существует много вариантов ракеты Х-55, как в обычном, так и в ядерном снаряжении, а их дальность составляет от 300 до 3 000 километров.
Вариант Ту-95МСМ может осуществлять пуски крылатых ракет-невидимок Х-101 и Х-102, которые летят на малой высоте над поверхностью воды и обладают пониженной эффективной поверхностью рассеяния. Такие ракеты могут наносить удары по целям на удалении до 5 500 километров.
РќРѕ несмотря РЅР° смертоносную боевую нагрузку, «РњРµРґРІРµРґРё» страдают РѕС‚ своего возраста. Летом 2015 РіРѕРґР° РІСЃРµ самолеты этого типа были РЅР° короткое время поставлены РЅР° РїСЂРёРєРѕР», РєРѕРіРґР° произошло РёС… второе крушение Р·Р° РґРІР° РіРѕРґР°.
Самолеты Туполева сегодня
Ту-95 были замечены на небольшой высоте у побережья Англии, в 50 милях к западу от Калифорнии, в опознавательной зоне противовоздушной обороны Аляски, а также в японском воздушном пространстве. Когда самолет подходит на небольшое расстояние, по тревоге в небо поднимаются перехватчики. Но в основном Ту-95 не нарушают зарубежное воздушное пространство.
Путин в 2007 году возобновил воздушное патрулирование, которое было обычным делом в годы холодной войны. Теоретически это разведывательные полеты, но их главная цель состоит в напоминании другим странам о том, что Россия по-прежнему способна направить бомбардировочную авиацию с ядерным оружием на борту в их воздушное пространство.
Рзвестно, что РёР·-Р·Р° регулярных полетов американских самолетов-шпионов RC-135 РІ небо РЅР° РёС… перехват поднимаются китайские Рё СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ истребители. РќРѕ RC-135 РЅРµ может нести РЅР° борту никакое РѕСЂСѓР¶РёРµ.
Конечно, «РњРµРґРІРµРґСЊ» РЅРёРєРѕРёРј образом нельзя назвать невидимкой, Рё РѕРЅ РЅРµ РІ состоянии спастись РѕС‚ современных зенитных ракет. РќРѕ РўСѓ-95 СЃ крылатыми ракетами РЅР° борту Рё РЅРµ надо приближаться Рє системе РџР’Рћ противника.
Р’ РЅРѕСЏР±СЂРµ 2015 РіРѕРґР°, то есть, спустя 59 лет после принятия РЅР° вооружение РўСѓ-95 наконец РїСЂРёРЅСЏР» участие РІ боевых действиях РІ качестве бомбардировщика. Видеокадры СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹, снятые осенью прошлого РіРѕРґР°, показывают РїСѓСЃРєРё крылатых ракет СЃ борта «РњРµРґРІРµРґСЏ» РїРѕ позициям СЃРёСЂРёР№СЃРєРёС… повстанцев. Первое применение РњРѕСЃРєРІРѕР№ крылатых ракет воздушного Рё РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ базирования весь РјРёСЂ истолковал как демонстрацию военного потенциала СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ армии.
Сегодня РІ вооруженных силах Р РѕСЃСЃРёРё имеется разнообразный парк бомбардировщиков, способных нести гораздо большую полезную нагрузку Рё обладающих более высокой скоростью РїРѕ сравнению СЃ РўСѓ-95. РќРѕ почтенный «РњРµРґРІРµРґСЊ» РїРѕ-прежнему хорошо приспособлен Рє выполнению задач РїРѕ доставке тяжелых крылатых ракет Рё РїРѕ бдительному наблюдению РІ водах РўРёС…РѕРіРѕ океана Рё Атлантики — особенно РєРѕРіРґР° бесшумность Рё осмотрительность РЅРµ РЅСѓР¶РЅС‹ для выполнения задач, Р° РїСЂСЏРјРѕ РёРј противоречат.
Себастьен Роблин (Sebastien Roblin)
Рсточник: https://oko-planet.su/politik/politikarm/335548-u-rossii-est-svoy-sobstvennyy-b-52.html