В СОЦ.СЕТИ:
Дело Васильевой: освободить досрочно или сохранить лицо правосудия?
Гаганов Александр Андреевич – к.ю.н., эксперт Центра научной политической мысли и идеологии
Кто имеет право на УДО? Что будет, если Васильеву освободят досрочно, и что будет, если откажут в УДО?
СМИ взахлеб рассказывают о ходатайстве защиты Евгении Васильевой о ее условно-досрочном освобождении. Кто-то говорит о том, что администрация колонии уже дала Васильевой положительную характеристику. Кто-то сомневается в этом и считает, что администрация могла выдать лишь справку о сроке нахождения Васильевой в колонии. Кто-то вообще полагает, что ранее чем через полгода по УДО (условно-досрочное освобождение) не отпускают.
У нас нет доступа к тексту приговора Васильевой, нет копии ходатайства ее защиты и, разумеется, нет никаких документов от администрации колонии. В таких условиях что-то утверждать наверняка практически невозможно. Поэтому чтобы понять, где правда, а где домыслы, надо читать законы.
При каких условиях возможно УДО?
Статья 79 Уголовного кодекса РФ называет два основных условия для досрочного освобождения от отбывания наказания. Соблюдение обоих условий должен признать суд. Во-первых, суд устанавливает, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Во-вторых, осужденный должен был полностью или частично возместить вред, причиненный преступлением. Но это еще не все.
Следующая группа условий касается сроков реального отбытия наказания. Главное здесь то, что фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев. То есть провести в колонии три месяца и быть условно-досрочно освобожденным нельзя.
Также закон называет сроки, которые осужденный должен фактически «отсидеть», прежде чем претендовать на УДО. Это не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление, и не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление.
Какова тяжесть преступлений Евгении Васильевой? Например, часть 4 статьи 159 – это мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, которое наказывается лишением свободы на срок до 10 лет. Это тяжкое преступление. То есть Васильева могла бы быть условно-досрочно освобождена после половины фактически отбытого срока наказания. Но здесь не все так просто. Васильева была осуждена по нескольким статьям, наказание рассчитывалось по правилам сложения, в зачет должно было пойти также время, проведенное под домашним арестом. Однако когда она была под арестом в качестве обвиняемой, речь не шла об отбывании наказания, арест – это мера пресечения.
Кто достоин быть условно-досрочно освобожденным?
При решении вопроса об УДО суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания. Принимаются во внимание имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. Кроме того, для УДО требуется заключение администрации колонии о целесообразностиусловно-досрочного освобождения осужденного.
Согласно статье 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не позднее чем через 15 дней после подачи ходатайства об УДО администрация колонии направляет в суд ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, о возмещении причиненного преступлением вреда, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения
Как известно из СМИ, Васильева полностью возместила причиненный ущерб. Из ее заявлений было известно, что она не считала себя виновной. Это означает, что раскаиваться ей не в чем. В таких условиях вряд ли можно говорить о возможности исправления осужденного как в колонии, так и за ее пределами. Но эти обстоятельства должен будет оценивать суд. Возможно, осужденная изменила свой взгляд на вещи, хотя бы ради УДО.
Что будет во время УДО?
Судья при удовлетворении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении может возложить на осужденного дополнительные обязанности на время до истечения не отбытой части наказания. Например, это могут быть такие обязанности: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции, не посещать определенные места, трудиться (трудоустроиться). Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.
Условно осужденному устанавливается испытательный срок, в течение которого за ним ведется постоянный контроль. Контроль ведется уголовно-исполнительными инспекциями. Они осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей. Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, возмещать вред, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. Если осужденный не будет соблюдать эти обязанности, УДО может быть отменено, и осужденный вернется в колонию.
Подводные камни
Что будет, если Васильевой откажут в УДО? Закон гласит, что в этом случае повторное ходатайство возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе. При этом отказ в УДО не мешает ходатайствовать о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
В СМИ уже появлялись мнения о том, что сейчас Васильевой откажут в УДО, так как она провела в колонии всего три месяца (вместо минимума в шесть). Но потом она повторно подаст ходатайство и тут уж ее отпустят условно-досрочно. Тогда непонятно, почему нельзя сразу подождать еще три месяца и подать на УДО, если есть риск неудачи, из-за которой придется в общей сложности ждать УДО в течение девяти месяцев? Такие размышления наводят на мысль, что мы можем не знать всех обстоятельств, связанных с делом Васильевой. Возможно, есть еще какие-то причины, подтолкнувшие защиту Васильевой обратиться с ходатайством именно сейчас.
Если же суд освободит Васильеву сейчас, после трех месяцев в колонии, это вызовет негативный общественный резонанс. Как мы помним, прокурор просил для нее восемь лет условно, и общественность негодовала. Суд дал пять лет реального лишения свободы, общественность удивилась, но успокоилась, частично обретя какую-то веру в борьбу государства с коррупционерами и мошенниками во власти. Однако уже тогда пошли слухи, что Евгения Васильева очень скоро сможет выйти на свободу, если не по амнистии, то по УДО. И вот, похоже, прогнозы сбываются. Общественность снова провоцируется на недовольство. Общественность снова в ожидании: дискредитирует себя правосудие на этот раз, или обойдется?