Информационно-аналитическое агентство о событиях в России и в мире
Российский «защищённый» смартфон TaigaPhone готовится к массовым продажам А Леонов-то прав… Или еще пара слов о лунной афере США. С такой стороны тему не рассматривали Рэй Курцвейл расписал будущее мира: прогноз до 2099 года Не для детей. 10 ужасных сказок и легенд, лежащих в основе мультиков Disney Миллионы долларов российской оппозиции. А почему молчит Навальный? Известные американские экономисты покидают тонущий корабль ЦРУ США официально: Бандера был немецким шпионом Наёмник Blackwater о русской армии: могут сбить самолёт сапёрной лопаткой Значит WW3 уже скоро: Крупнейший мировой Банк вводит ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ на случай войны За что в 1905 году убили русского мецената Савву Морозова Это «скоро должно произойти»: Громкое заявление Саудовской Аравии относительно России «Антисовки», успокойтесь. Мы возвращаемся! Заброшенные пионерские лагеря (41 фото) В России снимают мораторий на продажу «Боярышника». Как это понимать? Фото не с глянцевых журналов. Великобритания и Франция. 60-е годы
  
 
30 сентября 2015 09:40  |  Традиционные ценности  |  Ольга Тихонова
ПОДЕЛИТЬСЯ
В СОЦ.СЕТИ:

Законна ли установка беби-боксов в России

Краткий обзор проблемы беби-боксов в правовом поле

Первая попытка легализации беби-боксов в нашей стране была предпринята несколько лет назад – 21 сентября 2011 года в Государственную Думу был внесён соответствующий законопроект № 603961-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части создания специализированных мест для анонимного оставления ребёнка)» (https://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=603961-5&02). После длительных обсуждений, спустя два года указанный законопроект был отклонён по предложению самих инициаторов – комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, в связи с необходимостью доработки (хотя в целом авторы поддерживали необходимость принятия такого закона).

14 августа 2015 года в Государственную Думу внесён вновь подготовленный законопроект №862162-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», которым предлагается законодательно урегулировать процедуру установки и эксплуатации «беби-боксов» (https://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=862162-6&02). Разработчиками сегодняшнего законопроекта являются члены Совета Федерации Константин Добрынин и Вадим Тюльпанов. Примечательно, что совсем недавно один из сенаторов – Константин Добрынин в своих заявлениях активно призывал снизить накал агрессии в отношении секс-меньшинств в России, для чего предлагал закрепить в российском законодательстве принцип «не спрашивай – не говори», который ранее использовался в отношении представителей ЛГБТ-сообщества в армии США. Указанный политик также высказывал мнение о возможности признания однополых браков в России (информация из следующих источников: https://lifenews.ru/news/156409, https://www.kommersant.ru/doc/2757115, https://www.eer.ru/a/article/u123250/28-06-2015/32596). Подобные взгляды, по нашему мнению, определённым образом характеризуют данного политика. Ведь не исключено, что уже завтра он не предложит передавать оставленных в беби-боксах детей на усыновление однополым парам. Обнадёживает лишь, что в августе 2015 года губернатор Архангельской области заявил о невключении кандидатуры Константина Добрынина в список сенаторов при переназначении на новый срок после выборов главы региона.

В ответ на указанную выше законодательную инициативу депутатом Государственной Думы от фракции ЛДПР Виталием Золочевским был разработан законопроект, которым предлагается внести в Уголовный кодекс статью 156.1 «Установка и эксплуатация специально оборудованных мест для анонимного оставления несовершеннолетнего», которая предусматривает штраф до 500 тыс. рублей, либо ограничение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 200 тыс. рублей. Уголовную ответственность депутат также предлагает установить за оставление ребёнка в беби-боксе с целью избавления (https://izvestia.ru/news/590943).

Вопрос о необходимости принятия законопроекта Виталия Золочевского, безусловно, требует специального обсуждения в рамках уголовно-правовой тематики – насколько обоснованно устанавливать уголовную ответственность за установку, эксплуатацию и использование беби-боксов и достаточно ли существующей нормативной базы для пресечения таких действий. Так, детский омбудсмен Павел Астахов уже предлагал квалифицировать действия родителей, оставивших ребёнка в беби-боксе, по статье 125 Уголовного кодекса РФ «Оставление в опасности» (заведомое оставление без помощи лица, лишенного принять меры к самосохранению по малолетству) (https://facto.ru/glavnaya_lenta_novostej/2015/09/za_ostavlenie_rebenka_v_bebi_boksakh_rech_ob_ustanovke_kotorykh_shla_i_v_voronezhe_mozhet_byt_vveden/). Напротив, упомянутый выше сенатор Виталий Добрынин полагает, что в таких случаях в действиях родителей не может быть умысла («заведомого оставления»), поскольку, помещая ребёнка в беби-бокс, родители не желают оставить его в опасности, в связи с чем в их действиях не может быть состава преступления (https://akimka.ru/news/block-92282). Все эти вопросы требуют тщательно анализа, на которые можно будет более взвешенно и обоснованно ответить после окончательного решения вопроса о возможности легализации беби-боксов.

Однако в целом инициатива Виталия Золочевского нам представляется правильной, поскольку вопрос о легализации беби-боксов должен рассматриваться не только в положительном ключе – в контексте необходимости «урегулирования» деятельности по установке и эксплуатации беби-боксов, когда все аргументы ставятся лишь на одну «чашу весов», а вторая остаётся свободной. Напротив, сегодня на обсуждение должен выноситься принципиальный вопрос: возможна ли установка и эксплуатация беби-боксов в нашей стране. И в этом случае предлагаемым законопроектом как раз и обращается внимание на общественную опасность использования беби-боксов в нашей стране, предлагается рассматривать подобную деятельность в качестве уголовно-наказуемой.

Таким образом, как мы понимаем, инициатива Виталия Золочевского имеет в большей степени политический характер, чтобы показать альтернативную точку зрения, создать более широкую дискуссию на эту тему, в связи с чем далее мы перейдём к рассмотрению собственно законопроекта №862162-6 об урегулировании деятельности по установке и эксплуатации беби-боксов, внесённого в Госдуму.

Анализ содержания нового законопроекта о беби-боксах

Несмотря на то, что текст законопроекта умещается на одной странице, предлагаемый подход к нормативному регулированию деятельности по установке и эксплуатации беби-боксов вызывает ряд вопросов, а в пояснительной записке к нему содержится множество противоречий. Не затрагивая морально-этическую сторону существования беби-боксов, поскольку данной проблеме посвящено немало публикаций (см., например: https://партиявеликоеотечество.рф/okno-zhizni-ili-okno-overtona#more-16563; https://партиявеликоеотечество.рф/fraktsiya-pvo-za-semyu-ustanovka-v-voronezhe-bebi-boksov-sdelaet-obshhestvo-bezotvetstvennym), рассмотрим некоторые из этих проблем.

Например, в пояснительной записке к законопроекту о беби-боксах подобные устройства представляются единственно верным решением и умышленно замалчиваются все вопросы, которые уже не первый год обсуждаются по данной теме. Более того, необходимость принятия данного закона объясняется тем, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации уже установлены и незаконно эксплуатируются несколько десятков беби-боксов, в связи с чем, как поясняют авторы, необходимо законодательно установить требования к безопасности и порядку эксплуатации таких устройств.

Таким образом, проблема беби-боксов ставится авторами с ног на голову, и необходимость легализации беби-боксов объясняется уже как свершившийся факт по причине их фактической эксплуатации. По такой же логике можно говорить, например, о необходимости легализации проституции, урегулирования оборота и потребления наркотических веществ – если данные явления уже фактически существуют, значит надо их законодательно «урегулировать»? В пояснительной записке к первоначальному законопроекту о беби-боксах, о котором говорилось выше, авторы также ссылались на положительный опыт европейских стран, и при этом ничего не говорили о том, что многие страны уже отказываются от использования данных устройств.

Новым законопроектом предлагается в статье 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» закрепить следующее понятие: «беби-бокс – специально оборудованное место, предназначенное для анонимного и безопасного оставления ребёнка после его рождения, но не более чем до достижения им возраста одного года, и отвечающее установленным Правительством Российской Федерации требованиям».

Уже при прочтении данного определения возникают следующие вопросы:

1) в определении указывается, что беби-бокс предназначен для анонимного и безопасного оставления ребёнка, но ничего не говорится о причинах такого оставления. Не включением в определение такого важного аспекта обществу навязывается идея, что ребёнка в беби-боксе можно оставить «просто так», независимо от того, насколько существенны причины такого оставления – ведь он «предназначен» для этих целей!

2) в определении беби-бокса обозначается предельный возраст ребёнка – с момента рождения и до достижения одного года. В предыдущем законопроекте напротив, предлагалось создавать специализированные места для оставления детей в возрасте не более шести месяцев. При этом в пояснительных записках к обоим законопроектам никак не обосновано, почему выбран именно указанный возраст ребёнка.

Наконец, совершенно непонятно, каким образом будет определяться фактический возраст ребёнка, позволяющий его оставлять в беби-боксе, на что указывалось в заключении правового управления Госдумы к предыдущему законопроекту. Нынешний законопроект также не даёт ответа на данный вопрос. И даже если каким-либо образом удастся выяснить точный возраст ребёнка, как необходимо расценивать действия по помещению в беби-бокс ребенка старше одного года?

Инициаторы законопроекта о беби-боксах также не поясняют, проводились ли какие-либо исследования, обобщалась ли статистика о том, дети какого возраста больше подвергаются убийствам своими матерями. Во многих странах в беби-боксы часто помещаются дети в возрасте старше одного года. Например, в Китае в беби-боксах начали массово оставлять детей разного возраста, у которых имеются проблемы со здоровьем. В Японии имелся случай помещения в беби-бокс ребёнка-инвалида в возрасте 17 лет! (см. подробнее: https://ayia-sofia.livejournal.com/2283.html). Тогда почему бы названным авторам не задуматься об установке беби-боксов для детей разных возрастных групп, в том числе для детей, имеющих проблемы со здоровьем?

3) в законопроекте ничего не говорится о том, кто именно вправе помещать детей в беби-боксы. Таким образом, из текста законопроекта фактически следует, что помещать ребёнка в беби-бокс вправе не только родители, но и любые иные лица, причём выбор причин для оставления ребёнка в беби-боксе совершенно свободный. А уж при таком подходе открывается очень широкий простор для различного рода злоупотреблений. Например, совсем недавно в Ставрополе бабушка оставила в беби-боксе полуторамесячную внучку без ведома матери, посчитав, что второй ребёнок в их семье будет лишним (https://letidor.ru/article/astakhova-zainteresoval-intsid_184511).

4) в пояснительной записке к законопроекту указано, что «родители отказываются от нежеланного ребёнка, в связи с чем возникает вопрос, насколько последнему в условиях безнадзорности безопасно проживать в такой семье, где его не любят, не воспитывают, а ещё хуже – эксплуатируют и зарабатывают с его помощью деньги». Как заявляют авторы, «у здоровых младенцев очень большие шансы быть усыновлёнными и в дальнейшем воспитываться в хорошей благополучной семье (бездетные пары стоят в очереди на усыновление таких детей)». Таким образом, с использованием беби-боксов авторы сами же предлагают избавляться от нежеланных детей не только потенциальным «матерям-убийцам», но и в других случаях, когда ребёнок является нежеланным, но никакого умысла на убийство не было. Инициаторы, видимо, забыли, основной целью использования беби-боксов изначально было предотвращение убийства матерью новорожденного ребёнка. Возможно, у лоббистов данного законопроекта имеются далеко идущие цели по расширению сферы использования данных устройств.

Обозначенные выше противоречия в пояснительной записке говорят о непоследовательности и нелогичности взглядов авторов законопроекта, которые пытаются «набросать» каких только угодно аргументов в обоснование предлагаемой ими сомнительной законодательной инициативы.

Рассматриваемым законопроектом в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка…» также предлагается закрепить статью 151 «Защита прав детей, оставленных в беби-боксах». Для наглядности процитируем текст данной статьи в полном объёме:

«Статья 151. Защита прав детей, оставленных родителями в беби-боксах

  1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за установкой и эксплуатацией беби-боксов.
  2. Установка и эксплуатация беби-боксов может осуществляться в государственных и муниципальных учреждениях в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
  3. Некоммерческие организации вправе устанавливать и эксплуатировать беби-боксы в случаях и порядке, определённых Правительством Российской Федерации».

Нельзя не заметить, что в данной статье, несмотря на её название, непосредственно ничего не говорится о защите прав детей – на этом текст законопроекта заканчивается.

При прочтении текста законопроекта сразу возникают следующие вопросы:

1) Что же из себя должна представлять такая «коробка» и как она должна обслуживаться?

2) За счёт каких источников должны финансироваться работы по установке беби-боксов в государственных и муниципальных учреждениях? Если подобная деятельность будет финансироваться за счёт средств некоммерческих организаций, то не исключено, что такие «инвесторы» будут заинтересованы в получении определённых «дивидендов» от своих вложений, что может повлечь развитие криминального бизнеса на этой почве.

3) Каким образом будет осуществляться взаимодействие между учреждениями, на территории которых устанавливаются беби-боксы, и уполномоченными государственными органами в ходе дальнейшего устройства оставленных в них детей?

4) Наконец, каким образом будет осуществляться контроль над установкой и эксплуатацией беби-боксов, о котором говорится в части первой указанной статьи? (в данной норме не указано на необходимость регламентации такого контроля даже на подзаконном уровне).

Таким образом, авторы законопроекта пытаются легализовать беби-боксы на уровне закона, однако в этом законе не раскрывают даже основные положения, позволяющие понять, как такие устройства будут эксплуатироваться, каким образом будет обеспечиваться безопасность их использования и гарантироваться сохранность жизни помещённого в него ребёнка, каким образом будет осуществляться последующее устройство оставленных в них детей. Более того, инициаторы законопроекта в пояснительной записке сами же указывают, что «на законодательном уровне должна быть проработана система безопасности данных устройств, надлежащего контроля поступления таких детей и своевременной передачи информации об этом в органы опеки и попечительства, а при необходимости – в правоохранительные органы». Получается, что содержание пояснительной записки не соответствуют тексту внесённого законопроекта, ведь на законодательном уровне авторы как раз-таки и не раскрывают данных вопросов. В рассмотренном подходе прослеживается попытка авторов хоть как-то «протолкнуть» на законодательном уровне вопрос легализации беби-боксов и при этом максимально завуалировать все противоречия и проблемы, которые могут возникнуть при реализации данного проекта.

Например, ещё при рассмотрении предыдущего законопроекта были выявлены некоторые вопросы, которые не учтены и в обновлённом законопроекте.

1) Прежним законопроектом предлагалось непосредственно в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» закрепить положение об освобождении матери от уголовной ответственности по статье 124 Уголовного кодекса РФ «Оставление в опасности» в случае оставления ребёнка в «специализированном месте для анонимного оставления детей». Поскольку отношения, связанные с освобождением лица от уголовной ответственности, регулируются уголовным законодательством, необходимо вносить изменения также и в Уголовный кодекс РФ, на что было указано в заключении самих же инициаторов – Комитета по вопросам семьи, женщин и детей (именно по этой причине Комитет рекомендовал Госдуме отклонить проект данного федерального закона).

В таком случае непонятно, почему в приложении к новому законопроекту не указано, что его принятие не потребует изменения действующих федеральных законов. Видимо, инициаторы не учли даже тех замечаний, которые послужили основанием для снятия с рассмотрения предыдущего законопроекта. Более того, в нынешней редакции вопрос о декриминализации действий по оставлению ребёнка в беби-боксе вообще не нашёл отражения.

2) В официальном отзыве Правительства РФ по предыдущему законопроекту также обращалось внимание, что законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения расходных обязательств на реализацию соответствующих полномочий государственных органов.

В нынешнем законопроекте на государственные органы также предлагается возложить обязанности по контролю над установкой и эксплуатацией беби-боксов, однако в разделе «финансово-экономическое обоснование законопроекта» почему-то указывается, что дополнительных бюджетных расходов, связанных с его реализацией, не потребуется.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены в Госдуму только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

В связи с отсутствием такого заключения 22 сентября 2015 года Комитет по вопросам семьи, женщин и детей предложил Совету Государственной Думы вернуть законопроект субъекту законодательной инициативы – членам Совета Федерации К.Э. Добрынину и В.А. Тюльпанову. Полагаем, что Константин Добрынин, являясь председателем Комитета совета Федерации по конституционном законодательству и государственному строительству, просто «забыл», а может быть и не помнил о существовании статьи 104 Конституции РФ.

Обобщая всё вышеизложенное можно задать ещё один резонный вопрос – а целесообразно ли выделение дополнительных средств на реализацию весьма сомнительных проектов в условиях бюджетного дефицита и необходимости сокращения социальных обязательств?

Сложности с обеспечением анонимности оставления ребёнка в беби-боксе

Продолжая анализ представленного законопроекта, рассмотрим ключевой вопрос – возможно ли обеспечить анонимность оставления ребёнка в беби-боксе?

Представим ситуацию, что женщина родила ребёнка в родильном доме и факт рождения документально зафиксирован (ведь не всегда матери-убийцы рожают детей дома, либо в иных местах скрытно и без медицинской помощи). В первый месяц после рождения обеспечивается патронаж новорожденного – периодические визиты врача-педиатра и медицинской сестры с целью наблюдения за состоянием новорожденного и оказания необходимой помощи матери по уходу за малышом. В ходе одного из осмотров медицинский работник обнаруживает отсутствие ребёнка у матери, которая заявляет, что отнесла его в беби-бокс. В такой ситуации медработник обязан сообщить о пропаже ребёнка в правоохранительные органы, ведь не исключено, что новорожденный мог быть убит, либо мог случиться какой-либо несчастный случай, о котором мать не хочет сообщать. Факт исчезновения ребёнка в более поздний период также может быть обнаружен любыми другими лицами, которым было известно о его рождении (соседи, знакомые и даже родственники). Как в таком случае проверить, действительно ли ребёнок был помещен в беби-бокс, а не был убит или продан? Сегодня факты продажи детей, к сожалению, всё чаще встречаются, причём данное явление в большинстве случаев имеет латентный характер. В связи с этим, в каждом из случаев установления факта отсутствия ребёнка, даже если родители заявляют об оставлении его в беби-боксе, правоохранительным органам необходимо в обязательном порядке проводить проверку данных обстоятельств.

Установить достоверность объяснений матери о помещении ребёнка в беби-бокс в таких случаях возможно лишь путём проведения генетической экспертизы оставленных в соответствующий период в беби-боксах детей (довольно сложно достоверно установить личность новорожденного даже путём визуального осмотра людьми, которые видели его после рождения, а мать в целях подтверждения своих слов может указать на совершенно любого ребёнка). Кроме того, сами же авторы в законопроекте предусматривают возможность родителей вернуть малыша лишь путём ДНК-анализа для подтверждения своих прав на него. А это значит, что только в результате проведения экспертизы можно достоверно подтвердить факт принадлежности ребёнка матери, в отношении которой будут проводиться проверочные мероприятия.

Возникают сразу два важных вопроса (в некоторой степени, риторических):

1) На каком основании будет проводиться проверка с целью установления принадлежности ребёнка матери – в рамках возбужденного уголовного дела по факту убийства ребёнка? В таких случаях инициаторы установки беби-боксов должны разъяснять последствия оставления ребёнка в беби-боксе в виде возможных проверочных мероприятий.

2) Каким образом будет обеспечиваться анонимность оставления ребёнка в беби-боксе с учётом рассмотренных выше обстоятельств?

Нами была рассмотрена ситуация, когда молодая мать состояла на учёте и родила ребёнка в медицинском учреждении. Получается, что единственный вариант исключения возможных проверок и обеспечения полной анонимности – в период беременности не становиться на учёт в женской консультации и рожать дома без медицинской помощи, чтобы об этом факте совершенно никому не было известно. Таким образом, предложенный вариант «анонимного отказа» от ребёнка будет только подталкивать женщин к подобному поведению.

Следует отметить, что действующее законодательство уже сегодня предусматривает, по существу, возможность анонимного оставления матерью ребёнка в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов. Например, в статье 19.1 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» регламентирован порядок государственной регистрации ребёнка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего её личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов. В этом случае составляется «Акт об оставлении ребёнка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность…» (утверждён Приказом Минздравсоцразвития России от 25 января 2010 г. №23н). Указанный способ представляется более безопасным для ребёнка и позволяет матери полностью избежать уголовно-правовых последствий.

Наиболее благоприятной процедурой отказа от ребёнка, безусловно, является предоставление согласия родителей на его установление (конкретным лицом или без указания конкретного лица). Такое согласие может быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребёнок, оставшийся без попечения родителей (ст.129 Семейного кодекса РФ). По нашему мнению, оставление новорожденных детей на улице и в других небезопасных местах без умысла на убийство во многих случаях вызвано недостаточной информированностью общества о существовании таких возможностей.

Подведём итоги

Рассмотренные выше примеры наглядно демонстрируют, что беби-боксы в полной мере не решают даже основополагающей задачи по обеспечению «анонимности» оставления ребёнка, и при этом могут привести к дополнительным проблемам, которые авторы пытаются вообще не затрагивать. Хотя цели законопроекта заключаются, видимо, не столько в спасении новорожденных детей от смерти, сколько с популяризации отказов от детей, ведь в пояснительной записке прямо указывается, что «осведомленность женщин о существовании беби-боксов может способствовать уменьшению количества абортов, достаточно рискованных для их здоровья, в том числе репродуктивной функции». Тем самым беби-боксы будут только способствовать развитию безответственности и деморализации нашего общества даже в такой сфере как рождение и воспитание детей.

По нашему мнению, если даже рассматривать вопрос о нормативном урегулировании соответствующей деятельности, то процедура установки и эксплуатации беби-боксов должна быть максимально урегулирована на уровне закона, а не путем принятия Правительством РФ соответствующих подзаконных актов уже после официального разрешения такой деятельности на уровне закона. Это обусловлено также и тем, что на этапе принятия данного закона должно быть четкое понимание, сможет ли указанная система эффективно функционировать и какие дополнительные проблемы могут возникнуть при её реализации. В предложенном же варианте данный законопроект нельзя не только принимать, но и рассматривать.

Как было отмечено ранее, внесённый в Госдуму законопроект о беби-боксах, скорее всего, будет возвращён Советом Госдумы его инициаторам в связи с несоблюдением процедуры его внесения. Однако на этом проблема вряд ли разрешится, и после получения соответствующего заключения Правительства РФ данный законопроект может быть снова внесён на рассмотрение.

Будем надеяться, что последующие попытки легализации беби-боксов всё-таки не найдут поддержки парламентариев, и поданному вопросу на законодательном уровне когда-нибудь будет поставлена точка.

Автор Кристина Овчаренко https://vk.com/id141812953

Источник https://партиявеликоеотечество.рф/zakonna-li-ustanovka-bebi-boksov-v-rossii

Теги: #РуСМИ #Русский Код #НОД #дети #за семью #бэби-бокс

421 просмотров.

Смотрите также

Подписаться / Регистрация

 

Наши партнеры     Все партнеры

 
Top