Информационно-аналитическое агентство о событиях в России и в мире
Российский «защищённый» смартфон TaigaPhone готовится к массовым продажам А Леонов-то прав… Или еще пара слов о лунной афере США. С такой стороны тему не рассматривали Рэй Курцвейл расписал будущее мира: прогноз до 2099 года Не для детей. 10 ужасных сказок и легенд, лежащих в основе мультиков Disney Миллионы долларов российской оппозиции. А почему молчит Навальный? Известные американские экономисты покидают тонущий корабль ЦРУ США официально: Бандера был немецким шпионом Наёмник Blackwater о русской армии: могут сбить самолёт сапёрной лопаткой Значит WW3 уже скоро: Крупнейший мировой Банк вводит ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ на случай войны За что в 1905 году убили русского мецената Савву Морозова Это «скоро должно произойти»: Громкое заявление Саудовской Аравии относительно России «Антисовки», успокойтесь. Мы возвращаемся! Заброшенные пионерские лагеря (41 фото) В России снимают мораторий на продажу «Боярышника». Как это понимать? Фото не с глянцевых журналов. Великобритания и Франция. 60-е годы
  
 
15 ноября 2015 00:30  |  История  |  Александр Попов
ПОДЕЛИТЬСЯ
В СОЦ.СЕТИ:

Присоединение к России Уссурийского края.

14 ноября 1860 в Пекине заключён Российско-Китайский договор, по которому к России был присоединён Уссурийский край.

28 мая 1858 года между Россией и Китаем был подписан Айгуньский договор. Согласно его положениям, к Российской империи отошло Северное Приамурье, кроме того, она получила право на пользование территорией Уссурийского края совместно с Китаем.

Айгуньский договор - второй договор в истории отношений России и Китая по кардинальному пересмотру границ между империями. Первый был подписан в Нерчинске в 1689 году. По нему Россия потеряла огромную территорию от Прибайкалья до Колымы, поскольку подписание договора происходило после проигрыша в войне, которую вели русские казаки и позже служилые люди против регулярной армии Китайской империи. Достаточно легко заняв Западную Сибирь, казаки встретились с мощной военной силой в Восточной Сибири в лице армии только что народившейся династии Цин. Эта малоизвестная война (знаменитым стал только один эпизод этой войны - оборона Албазина) шла 37 лет: с 1652 г. (поход Хабарова на Амур) до 1689 г. - подписания Нерчинского договора и мы ее проиграли.

Айгуньский договор подписывался в совершенно иных условиях: к XIX веку Цинская империя ослабла, а Российская укрепилась. Впрочем, официальные российские власти не собирались нарушать Нерчинский договор, а все события, закончившиеся присоединением к России Приамурья и Приморья, были частной инициативой двух людей: генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева и капитана Геннадия Невельского. По-существу, они оказались последними конкистадорами в истории человечества.

...Невельской с юности мечтал попасть на Дальний Восток. Он бредил географическими открытиями, а единственным "белым пятном" на карте мира в то время были Приамурье, Приморье и Сахалин (из-за ошибки Лаперуза он считался полуостровом). К своей цели Невельской шел достаточно долго - все его обращения с просьбой послать на Дальний Восток для исследования Приамурья, упирались в отказ с формулировкой: Амур принадлежит Китаю и делать там нечего. Но упорство капитана было вознаграждено. В 1848 году (Невельскому было уже 35 лет) в Петербурге он познакомился с генерал-губернатором Восточной Сибири Муравьевым, который обещал всяческую поддержку, а в 1849 году Невельского назначают командиром транспорта "Байкал", идущего с военым грузом (пушки и боеприпасы) на Камчатку.

Доставив груз в Петропавловск-Камчатский, Невельской, несмотря на то, что у него не было полномочий, устремился к устью Амура. Акция была исключительно пиратской, поскольку ни Китай ни российское министерство иностранных дел, ни даже Морское минстерство не были уведомлены об этом. Тем не менее Невельской, игнорируя международное право, совершил свои знаменитые открытия и доказал, что Амур имеет судоходное устье. С точки зрения истории - он герой, с точки зрения юридических норм - преступник, испортивший отношения с Китаем и поставивший Россию на грань войны. Как только в Петербурге узнали о "художествах" капитана, министр иностранных дел граф Нессельроде подал рапорт о разжаловании его в матросы и отдании под суд.

Невельскому грозила каторга, но его спас царь и собственная прозорливость. В устье Амура он выставил военный пост и назвал его Николаевским (ныне Николаевск-на-Амуре) в честь императора Николая I. В благодарность, тот не только не наказал Невельского, а напротив, повысил в звании и назначил начальником секретной Амурской экспедиции, начавшей разведывательные работы в Приамурье. Николай I назвал поступок Невельского "благородным, молодецким и патриотическим" и произнес знаменитые слова: "Где флаг России был поднят, там он снят быть не может".

Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев всемерно поддержал Невельского - в 1853-1854 гг. он лично отправился на Амур для ознакомления с ситуацией. Надо отметить, что китайские пограничные посты стояли лишь на южном берегу Амура и не мешали русским хозяйничать в северном Приамурье. Невельской, продолжив конкистадорскую деятельность, решил не ограничиваться Приамурьем (аппетит приходит во время еды) и неожиданно объявил притязания России на Уссурийский край (ныне Приморье). В это время Уссурийский край, как часть Маньчжурии, находился в пределах Китая, но Невельской убедил Муравьева в том, что надо захватить прилегающие к Приамурью земли, дабы обезопасить себя с юга от посягательств Англии и Франции. Это было разумно, поскольку оснований опасаться тех и других в то время у России было больше чем достаточно - только что Россия проиграла им Крымскую войну.

Надо сказать, что Приморье для западного мира открыли именно французы. В 1778 году Лаперуз первым из европейцев высадился на здешних берегах и гавань, где это произошло, назвал по имени своего друга и учителя маркиза де Тернея (ныне залив Терней). В 1849 году французский китобойный корабль впервые посетил бухту Хай-Шен-Вей (Золотой Рог), о чем появились сообщения в европейских газетах. В 1856-57 гг. английские крейсера "Винчестер" и "Барркуда" обследовали эти берега и впервые нанесли их на карту. Китайскую бухту Хай-Шен-Вэй они переименовали в порт Мэй - возможно, это неточная транскрипция китайского Вэй - залив, бухта.

Таким образом, опасаться вторжения англичан и французов в Уссурийский край у Муравьева были большие основания. Как позже выяснилось, англичане действительно планировали основать в порте Мэй новую колонию, т.н. "северный Гонконг". В этих условиях губернатор Вост. Сибири стал добиваться у российского правительства полномочий на проведение переговоров с Китаем по пограничному разграничени. Поначалу это не вызвало восторга в Спб, но затем к доводам Муравьева прислушались, ведь после проигрыша в Крыму появилась возможность утереть нос Англии и Франции на ДВ. Причем второй раз - первым был разгром англо-французского десанта в Петропавловске-Камчатском в августе 1854 г. В этом сражении, гарнизон под руководством Завойко нанес союзникам чувствительный удар по самолюбию: несмотря на двойной перевес, англо-французская эскадра потерпела позорное поражение, потеряв убитыми около 350 человек (потери россиян - 37 чел).

Промах англичан был в том, что они отложили устройство "северного Гонконга" на неопределенное время, до окончательного усмирения Китая во время 2-й Опиумной войны. Причиной Первой (1840-1842) и Второй Опиумных войн (1856-1860) являлось следующие события. Англия ввозила в Поднебесную дешевый индийский опиум, получая от этой коммерции огромные прибыли. Когда, в один прекрасный день китайский император обнаружил, что его нация элементарно скуривается, он запретил ввоз опиума. Англия объявила Китю войну. Во Второй Опиумной войне к анличанам присоединились французы - и те и другие хотели получить преференции в торговле с Китаем, а возможно, и территориальные уступки. Например, англичане собирались захватить порт Мэй, а для этого желательно было победить и усмирить Китай.

В 1858 году, когда англо-французские войска подошли к столице Поднебесной, Муравьев получил полномочия на переговоры по Амурскому вопросу от росс. правительства и добился встречи с китайскими представителями. Переговоры начались 23 мая 1858 года в китайском г. Айгунь (ныне Хэйхэ) на Амуре. Главой российской делегации был Николай Муравьев, китайской - губернатор провинции Хэйлунцзян И Шань (Хэйлунцзян - китайское название Амура, дословный перевод - "Река Черного Дракона").

Переговоры шли трудно. Китайцы упорствовали и пыталась отодвинуть границу севернее Амура. Доводы Муравьева: если не взять под контроль Амур и его устье, в ближайшее время его займут англичане и французы. Вопрос об Уссурийском крае китайская сторона вообще отказалась обсуждать, доказывая, что Уссурийский край - часть Маньчжурии, а Маньчжурия - родина китайского императора. Переговоры зашли в тупик.

В этой ситуации, потерявший терпение Муравьев, пошел на демарш: он объявил, что если договоренность не достигнута, то России придется применить силу. Пригрозив скорым началом войны, он покинул лагерь и сделал вид, что уезжает. Решительность Муравьева произвела впечатление на китайцев - на следующий день за ним прискакали гонцы от И Шаня, который просил губернатора вернуться вернуться. Китай не мог себе позволить воевать на два фронта (напомним, в это время идет Вторая Опиумная война, в которой Китай терпит поражение за поражением).

28 мая 1858 г. Айгуньский договор был подписан. Согласно его положениям, России отходил северный берег Амура, за исключением тех китайских поселений, которые уже стояли на этом берегу. В отношении Уссурийского края стороны пошли на компромисс: он был объявлен в совместном владении России и Китая.

Муравьев сразу же нарушил этот договор. Несмотря на то, что Уссурийский край договорились не занимать, он тут же направил казаков на р. Уссури и выставил русский пост в заливах Ольга и Владимир (1858). Муравьев очень боялся, что англичане и французы захватят порты на побережье и для этого были основания: французы имели приоритет в открытии края, а англичане первыми обследовали его побережье и нанесли на карту. В 1859 году Муравьев лично прибыл в Уссурийский край и приказал занять его самую южную точку - Посьет. Он также осмотрел другие гавани на предмет выбора места для главного русского порта. Ему понравились две бухты: Хай-Шен-Вей и Су-чан-шайна. Муравьев остановил свой выбор на первой и переименовал ее во Владивосток. Второй он дал название Находка.

П.С. Следует добавить, что Айгуньский договор так и не был ратифицирован Китаем, а И Шань "за своеволие" был наказан и снят с поста губернатора. Почему же следует отмечать эту дату? Дело в том, что Айгуньский договор явился отправной точкой для последующих переговоров в Пекине, которые вел граф Игнатьев в ноябре 1860 года. Отталкиваясь от предыдущих договоренностей, он с успехом закончил дело, начатое Муравьевым - окончательно закрепил за Россией Приамурье и Уссурийский край. Впрочем, деваться китайцам было уже некуда - правый берег Уссури и южный берег оз. Ханка заняли русские казаки, а во всех самых удобных гаванях были выставлены военные посты. Приморье было полностью захвачено русскими войсками.

Источник: https://che-ck.livejournal.com/21007.html

Теги: #РуСМИ #Русский Код #края #Уссурийского #России #Присоединение

613 просмотров.

Смотрите также

Подписаться / Регистрация

 

Наши партнеры     Все партнеры

 
Top