В СОЦ.СЕТИ:
Толерантность и интеграция вместо Исламского государства.
Начало бомбардировок позиций ИГ ВВС России информационно вытеснили на задний план события вокруг Украины и Донбасса, а также ситуацию вокруг стремящихся в ЕС многотысячных потоков беженцев. Большинство аналитиков сходятся при этом на том, что решение российского руководства относительно авиаударов со взятием всех издержек на себя было необходимым. И, учитывая международно-политическую реакцию, с этим официально вроде бы согласно большинство мировых лидеров. Но хотелось бы рассмотреть ситуацию на Ближнем Востоке в контексте активного вступления России в войну под несколько иным углом.
В первую очередь, возникает вопрос, каким образом бомбардировки инфраструктуры ИГ способствуют разрешению кризиса на Ближнем Востоке? Очевидно, что не разрешат: речь идёт лишь о борьбе со следствиями. Причины кризиса обозреватели преимущественно обходят стороной.
Хотя они лежат на поверхности: идеология ИГ пользуется широкой популярностью, например, во многих районах с компактно проживающим суннитским населением в Ираке. 12 лет назад вооружёнными силами США был разгромлен Ирак, и многие преданные режиму Саддама Хусейна военные и полицейские оказались выброшены новыми проамериканскими властями, состоящим преимущественно из шиитов и курдов, на улицу.
Оказавшиеся в конфессиональном меньшинстве и испытывая давление со стороны шиитского большинства, сунниты относительно позитивно встретили приход сил ИГ в Ирак, чем и объясняется довольно стремительное продвижение сил "Халифата" в районе Месопотамии на протяжении последнего года. Бывшие военные Республиканской гвардии Ирака тогда стали массово пополнять ряды ИГ, что уже говорит о серьёзных обидах среди суннитов по отношению к постсаддамовским иракским властям.
Нечто подобное произошло в 2011 году в Ливии. Против режима полковника Каддафи, помимо значительной части востока страны (историческая область, известная как Киренаика, или Барка), восстание поддержали и амацирги - один из берберских народов, имеющих свой особый язык и алфавит, не имеющий ничего общего с арабским. Тогда довелось пообщаться с представителями ливийской оппозиции. По их словам, в довоенной полиэтнической Ливии активно проводилась политика арабского национализма. У нас не принято об этом говорить, но в случае с преимущественно проживающими в горах Нафуса амацигами, она проявлялась в этнической дискриминации - запрете изучать родной язык, называть детей амацигскими именами. Сообщалось, что имели место репрессии по отношению к деятелям амациргской культуры, вплоть до смертной казни. И даже топонимическое название их родных гор - Нафуса - в Ливии было по сути арабизировано: из Джебель Нафуса в Джебель Гарбият, то есть в Западные горы. Безусловно, американские спецслужбы тогда приложили немало усилий к разгоранию пожара войны в Ливии, начиная с призывов через соцсети и многочисленные провокации в медиа пространстве и на улицах ливийских городов. Но даже если половина из того, что было сказано, правда - нет ничего удивительного в том, что амацирги с воодушевлением восприняли февральскую революцию 2011г. и стали одними из самых активных её участников. Иначе невозможно объяснить, как горский народ, испытывая нехватку воды и продовольствия, несколько месяцев фактически держал круговую оборону в Зинтане, Тандемире и Налуте.
Этот пример ярко показывает, что помимо экономики и идеологии, этнические и местные особенности никогда нельзя сбрасывать со счетов. А в случае открытой дискриминации со стороны правящего режима отдельного народа или его части по тому или иному признаку, в случае дестабилизации ситуации в стране, от обиженной или дискриминируемой властями общности можно ждать любых "сюрпризов". Так было с амациргами в Ливии, теперь история повторилась с иракскими шиитами.
Но не только межконфессиональные конфликты сделали это террористическое квазигосударство столь успешным проектом. Дело ещё и в том, что сегодня представляет из себя арабский мир. 100 лет назад, по окончании Первой мировой войны Османская империя была разгромлена, а её территории, населённые в основном этническими арабами, колониальные государства, в первую очередь Англия и Франция, разделили между собой. По сути, единое цивилизационно-культурное пространство оказалось разорванным на десятки отдельных территориальных образований. В 1960-70х годах эти колонии стали массово обретать независимость, однако колониальные границы остались. С другой стороны, все эти страны - арабоязычные, религия и ценности в них, за некоторым исключением, идентичны. Отсюда - интеграционные стремления арабов различных государств Ближнего Востока. Провозглашая одной из своих целей объединение мусульман, и, в первую очередь, арабских государств в единый Халифат, ИГ использует это объективное стремление арабов разных стран Ближнего Востока к интеграции. Это не значит, что кровавый "Халифат" имеет право на существование. Но это указывает на то, что некоторые постулаты его пропагандистов являются более чем актуальными в современном мире.
Чтоб выбить этот пропагандистский козырь из лап нелюдей из ИГ, нужно предложить альтернативную - человечную, и главное - толерантную, пропитанную духом человеколюбия истинного ислама идеологию объединения Арабского Мира в единое государство, например, с федеративным устройством. Поскольку главный удар ИГ пришёлся на Сирию и Ирак, и оба сейчас активно сотрудничают с Россией в контексте борьбы с "Халифатом", считаю необходимым послать сигнал со стороны Москвы в Дамаск и Багдад о необходимости глубокой интеграции этих государств. В пользу этого говорит и курдский фактор: активные борцы с "Халифатом", курды также компактно проживают на территориях Ирака и Сирии.
Для начала можно учредить конфедерацию, тем более, что фундамент для неё уже есть - это созданный намедни штаб по борьбе с ИГ в Багдаде, куда входят и Сирия, и Ирак. В перспективе можно создать единый федеративный Арабский Союз (далее - АС) со столицей, например, в Багдаде. Россия, являясь союзником этого объединения и имея возросший авторитет на Ближнем Востоке, усилит своё присутствие в регионе. А значит, в поисках безопасности и стабильности в состав АС с большой долей вероятности попросятся и соседние мини- и средние государства: Ливан, Иордания, возможно, даже Кувейт. Это будет означать переток союзников от США к России. В конечном итоге весь Аравийский полуостров должен стать единым в рамках Арабского Союза, а американские базы убраны. При этом в государственном строительстве АС должны преобладать толерантность и приверженность чистоте ислама, которые должны вытеснить исламистскую ересь и поднять авторитет нового государственного объединения. И пример государственного строительства России здесь будет в помощь: те же сунниты Ирака, например, смогут получить широкую автономию в составе нового единого арабского государства, чтобы устранить дискриминацию и ущемления их прав. Курды должны получить право на самоопределение, однако даже при этом их союз с Россией должен быть гарантированно сохранён.
Уверен, что России необходимо усилить своё присутствие на Ближнем Востоке не только бомбардировками инфраструктуры террористов, но и оглашением идей по реинтеграции арабских государств в единое государственное образование при максимальном сохранении и гарантии прав отдельных этнических, языковых, культурных и конфессиональных общностей. В конечном итоге, польза от этого будет двусторонняя - тем более что это означает усиление российского присутствия в стратегически важном во всех смыслах Ближневосточном регионе.
Автор: Вячеслав Королёв