Информационно-аналитическое агентство о событиях в России и в мире
 
29 мая 2017 20:20  |  История  |  KRiOGeN
ПОДЕЛИТЬСЯ
В СОЦ.СЕТИ:

Первая мировая. Изменения в тяжёлой промышленности воюющих стран

Шигалин Г. И. Военная экономика в первую мировую войну. — М.: Воениздат, 1956.

http://militera.lib.ru/research/shigalin_gi/index.html

Немецкая машина для рытья окопов, 8 января 1918 года.

ГЛАВА 5.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

1. ВАЖНЕЙШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСШЕДШИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОЕВАВШИХ СТРАН В ПЕРИОД ВОЙНЫ

Неравномерность, противоречивость и скачкообразность развития капиталистических производительных сил являются характерной чертой капиталистической экономики в эпоху империализма. Во время же войны 1914–1918 гг. эта черта проявила себя исключительно остро и глубоко. Условия военного времени вызвали резкую ломку структуры производительных сил, еще более скачкообразное, неравномерное развитие отдельных отраслей промышленности в воевавших странах Европы.

Огромный рост потребностей вооруженных сил и резкое повышение цен на военную продукцию создали благоприятные условия для развития военных отраслей промышленности.

Так, в Германии число рабочих на одних только государственных военных заводах увеличилось с 43 тыс. человек в 1913 г. до 200 тыс. человек в 1918 г.; во Франции — соответственно с 48 тыс. до 285 тыс. человек; в Англии на заводах военного министерства — с 10 тыс. до 240 тыс. и на заводах морского министерства — с 60 тыс. до 106 тыс., а всего за время войны с 70 тыс. до 346 тыс. человек.

Во всех воевавших европейских странах сильно расширились отрасли гражданской промышленности, выполнявшие [98] военные заказы: машиностроительная, металлообрабатывающая и химическая.

О направлении развития промышленности Германии дает представление процесс перераспределения капиталов и рабочей силы между отраслями производства во время войны.

Наибольшая часть капиталов в Германии была вложена в отрасли производства, работавшие на войну. Если общую сумму капиталовложений принять за 100%, то объем капиталовложений в машиностроительной промышленности увеличился с 13,9%, в 1914 г. до 24,6% в 1916 г., в химической промышленности — соответственно с 5,8 до 17,5%, в текстильной — с 1,5 до 2,2%, в электротехнической — с 0,9 до 11,6%. В то же время капиталовложения в строительство электростанций и в газовую промышленность сократились с 12,8 до 3%, в строительную промышленность — с 2,8 до 1,3%. Резко также сократились капиталовложения в сельское хозяйство (с 2,1 до 0,6%) и в транспорт (с 10,9 до 6,7%){52}.

Сдвиги в области производства вызвали стихийное перераспределение рабочей силы между отраслями промышленности. В Германии в период 1913–1917 гг. число рабочих увеличилось в химической промышленности на 85%, машиностроительной — на 58%, металлургической — на 13% и металлообрабатывающей — на 12%. В то же время в горной промышленности число рабочих сократилось на 7%, кирпично-каменоломной — на 72%, деревообделочной — на 37%, текстильной — на 47%, швейной — на 32% и пищевой — на 22%{53}.

Важнейшим изменением, происшедшим в промышленности воевавших европейских стран, является отрыв от производительного труда огромной массы рабочих, уменьшение числа специалистов и падение производительности труда.

Все страны оказались совершенно неподготовленными к обеспечению важнейших отраслей промышленности рабочей силой в условиях войны. До 1914 г. практика бронирования рабочих на случай войны ограничивалась предоставлением отсрочек призыва лишь штатному составу рабочих и техническому персоналу государственных [99] военных заводов и сохранением минимально необходимых кадров военных производственников для тех частных промышленных предприятий, которые выполняли заказы военного министерства.

Французский генеральный штаб перед войной предлагал использовать для нужд фронта только 28 государственных военных заводов и 4 крупных частных фирмы. Поэтому отсрочки призыва по мобилизации получили лишь 50 тыс. рабочих. В результате мобилизации промышленность в первый же месяц войны лишилась значительного числа квалифицированных рабочих.

Когда начали переводить гражданские предприятия на производство военных изделий, воевавшие государства были вынуждены прибегнуть к такой чрезвычайной мере, как возвращение с фронта квалифицированных рабочих.

Наряду с этим в ходе войны бронь стали получать рабочие во всех отраслях народного хозяйства. Бронирование рабочей силы являлось не только методом обеспечения промышленности необходимыми кадрами, но играло также роль орудия воздействия на рабочих с целью милитаризации труда и борьбы со стачечным движением. Во Франции оставленные на работе в тылу мобилизованные считались на военной службе, и их уход с работы карался как дезертирство.

Однако и бронирование не могло полностью удовлетворить потребности народного хозяйства в рабочей силе. Ввиду этого буржуазия прибегла к массовому использованию женского и детского труда, труда военнопленных, беженцев и иностранных рабочих, ввела обязательную трудовую повинность для рабочих и ликвидировала законодательство о труде.

Массовое применение женского и детского труда облегчило капиталистам выжимание максимальной прибыли за счет усиления эксплуатации рабочих. В связи с этим резко снизился жизненный уровень рабочих, ухудшились производственные условия (возросла изношенность машин, увеличился недостаток материалов и пр.), понизилась квалификация рабочих и их производительность труда.

Падение производительности труда явилось одной из характерных особенностей экономики европейских стран — участниц первой мировой войны. [100]

 

2. СОКРАЩЕНИЕ ДОБЫЧИ ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ И ВЫПЛАВКИ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Первая мировая война предъявила большой спрос на черные и цветные металлы.

Однако почти во всех воевавших европейских странах произошло значительное сокращение добычи железной руды и производства черных и цветных металлов. Поэтому прогрессивно возраставшие потребности войны на металл удовлетворялись лишь за счет сокращения потребностей мирного назначения.

Добыча железной руды в годы войны в Европе и во всем мире сократилась на 23,7%, с 166,67 млн. т в 1913 г. до 127 млн. т в 1918 г.

Вследствие недостатка железной руды и падения производительности труда мировая выплавка чугуна понизилась на 21,5%, с 79,1 млн. т в 1913 г. до 62 млн. т в 1918 г. Сокращение выплавки чугуна произошло за счет воевавших европейских стран.

По отдельным странам выплавка чугуна характеризуется данными табл. 8.

ТАБЛИЦА 8. ВЫПЛАВКА ЧУГУНА (В ТЫС. Т В СРЕДНЕМ ЗА МЕСЯЦ) {54}

[К сожалению, все таблицы на сайте оказались некондиционными, и их пришлось опустить. - М.З.]

Однако мировая продукция стали с 1916 г. увеличилась по сравнению с довоенным уровнем на 14,9–21,6%{55}. Производство стали показано в табл. 9. [101]

ТАБЛИЦА 9. ПРОИЗВОДСТВО СТАЛИ (В ТЫС. Т В СРЕДНЕМ ЗА МЕСЯЦ){56}

Приведенные данные свидетельствуют о значительном сокращении производства черных металлов в воевавших странах Европы{57}.

Война оказала отрицательное влияние на железорудную и металлургическую промышленность Германии. Добыча железной руды уже в 1914 г. сократилась на одну треть — с 35,9 млн. т до 25,5 млн. т, в 1915 г. добыча упала до 23,7 млн. т, 1916 г. дал незначительное повышение, а в 1917 г. снова произошло падение добычи руды, что было вызвано главным образом недостатком рабочей силы и снижением производительности труда.

Выплавка чугуна в Германии сократилась с 19,3 млн. т в 1913 г. до 11,9 млн. т в 1918 г., а по некоторым данным даже до 9,2 млн. т. Производство стали сократилось с 18,9 млн. т в 1913 г. до 14,1 млн. т в 1918 г. Сокращение производства черных металлов было вызвано прежде всего затруднениями в доставке каменного угля и руды на металлургические заводы и снижением производительности труда.

Алюминиевая промышленность Германии значительно возросла вследствие огромного спроса на алюминий со стороны быстро развивающегося авиационного производства. До войны она находилась в зачаточном состоянии и работала на привозимых из Франции бокситах. В 1916 г. залежи бокситов были найдены на территории Австро-Венгрии, и выплавка алюминия в 1917 г. повысилась до 20 тыс. т против 1 тыс. т в 1913 г.

Медеплавильная промышленность Германии, несмотря [102] на некоторый рост, не могла удовлетворить потребности производства. До войны Германия ежегодно импортировала десятки тысяч тонн меди. Во время войны импорт меди из заокеанских стран прекратился. Поэтому в стране ощущался острый недостаток меди.

Выплавка свинца в Германии во время войны сократилась с 191 тыс. т в 1913 г. до 75 тыс. в 1918 г. Падение выплавки свинца связано с прекращением импорта свинцовой руды. Выплавка цинка сократилась с 279 тыс. т в 1913 г. до 185 тыс. т в 1918 г., но убыль производства частично компенсировалась прекращением экспорта за границу.

Сокращение производства черных и цветных металлов вызвало нормированное распределение их между промышленными предприятиями. Кроме того, в военной индустрии стала широко применяться замена дефицитных металлов другими материалами. Например, вместо латунной гильзы стали применять железо-стальную (тянутую), вместо никеля для оболочки пуль применялись другие материалы, причем все эти изменения были проведены без заметного влияния на качество стрельбы. Наиболее распространенным заменителем для всех металлов являлось железо; оно было использовано в шрапнельных пулях, гильзах, трубках, ведущих поясках и т. п. Процентное содержание никеля в стали с 4–8% было снижено до 1–3% и даже до 0. Содержание олова в припое было снижено с 50 до 20%, сталь для высоких напряжений с 30% содержанием вольфрама впоследствии имела те же механические качества при 10–15% содержании вольфрама. Эквивалент потребления меди в военной промышленности был снижен до одной восьмой мирного потребления, а в частном потреблении для меди, олова, никеля, ртути, вольфрама и т. д. — до одной десятой и ниже{58}.

Металлургическая промышленность Франции испытала тяжелые последствия войны. Франция в начале войны потеряла северо-восточный район железорудной и металлургической промышленности, на долю которого приходилось 64% производства чугуна, 58% сырой стали и 54% готовых стальных изделий. Для восполнения этих потерь уже в июле 1915 г. во внутренних районах Франции [103] было пущено 20 новых доменных печей. Вскоре вступило в строй еще 20 доменных печей. Однако в 1918 г. выплавка чугуна составила лишь 1/4, а производство стали 1/3 часть довоенного уровня. Ввиду недостаточности собственного производства Франция была вынуждена ввозить значительное количество железных изделий.

Цветная металлургия Франции в годы войны также значительно сократилась. Выплавка свинца уменьшилась с 28,4 тыс. т в 1913 г. до 12,6 тыс. т в 1918. г., выплавка цинка сократилась за это же время с 66,8 тыс. т до 18,0 тыс. т, выплавка алюминия — с 13,3 тыс. т до 11,8 тыс. т.

Английская металлопромышленность отрицательное влияние испытала в меньшей степени, чем металлопромышленность Франции и Германии. Добыча железной руды и выплавка чугуна в Англии во время войны упали, но производство стали увеличилось на 20,9%. Снижение выплавки чугуна произошло за счет производства кузнечного и литейного железа. В то же время производство гематита и томассовского железа, более всего применяемых для выработки предметов боевого снабжения, в некоторые периоды превышало довоенный уровень. Значительный рост производства стали обусловливался интенсивным использованием лома на переплавку (удельный вес лома составил до 50% всего сырья).

Тем не менее спрос на металлы превышал производственные возможности металлургической промышленности, и цены на железные продукты сильно возросли.

3. СОКРАЩЕНИЕ ДОБЫЧИ МИНЕРАЛЬНОГО ТОПЛИВА

Значение каменного угля во время войны возросло, а его добыча в воевавших европейских странах сократилась. Поэтому топливная проблема в годы войны стала одной из основных хозяйственных проблем.

Данные, приведенные в табл. 10, характеризуют добычу угля (в тыс. т в среднем за месяц) {59}.

Из табл. 10 видно, что добыча угля значительно сократилась в России, Франции, Германии и Англии. Причем наиболее серьезное сокращение наблюдалось во Франции (с 40,8 млн. т в 1913 г. до 26,3 млн. т в 1918 г.), что объясняется оккупацией северных районов страны германскими войсками{60}. [104]

ТАБЛИЦА 10

 

Германия в самом начале войны захватила Бельгию и Северную Францию с их железными и угольными шахтами и развитой металлургией. Кроме того, ею был захвачен Домбровский угольный бассейн.

Добыча угля в Германии и Бельгии в период 1913–1918 гг. характеризуется данными, приведенными в табл. 11 (в млн. т).

ТАБЛИЦА 11

Если принять во внимание эксплуатацию шахт в оккупированных областях Франции и в Домбровском бассейне, то в Германии по сравнению с довоенными годами произошло лишь незначительное сокращение добычи угля.

Однако во время войны минерального топлива требовалось значительно больше, чем в довоенные годы. Кроме того, Германия вывозила часть угля за границу в обмен на продукты питания. В результате народное хозяйство страны испытывало дефицит в минеральном топливе, который достигал в среднем 23 млн. т в год. [105]

Англия по добыче каменного угля до войны занимала второе место в мире после США. Полностью удовлетворяя внутреннее потребление, она вывозила до 77 млн. т угля за границу. Во время войны добыча каменного угля, беспрерывно сокращаясь, достигла в 1918 г. 231,5 млн. т вместо 292,1 млн. т в 1913 г.

Основная причина падения добычи угля заключалась в недостатке рабочих и в снижении производительности труда.

В годы войны в стране не хватало угля, и английское правительство вынуждено было встать на путь нормирования топливоснабжения. Англия была разделена на 20 распределительных районов с учетом кратчайшего пути доставки угля от производителя к потребителю. Законом 1916 г. был запрещен экспорт угля в нейтральные страны, а в союзные государства был разрешен лишь частичный вывоз угля. В 1917 г. топливоснабжение страны еще более ухудшилось, и правительство урезало отпуск угля общественным учреждениям и населению. В августе 1917 г. правительство установило обязательные нормы потребления угля в домашнем хозяйстве.

Во всех западноевропейских странах, участвовавших в войне, в каменноугольной промышленности ощущался большой недостаток квалифицированной рабочей силы, взрывчатых веществ, материалов для крепления шахт и т. п. Во время войны капиталисты не стали вкладывать капиталы в каменноугольную промышленность, считая наиболее выгодным для себя использовать их в военной индустрии. Вследствие этого машинное оборудование шахт изнашивалось, в результате чего производительность труда упала как в германской, так и во французской и английской каменноугольной промышленности. 

Источник: http://cont.ws/post/626539

Теги: #РуСМИ #Русский Код

26 просмотров.

Смотрите также

Подписаться / Регистрация

 

Наши партнеры     Все партнеры

 
Top