Информационно-аналитическое агентство о событиях в России и в мире
Российский «защищённый» смартфон TaigaPhone готовится к массовым продажам А Леонов-то прав… Или еще пара слов о лунной афере США. С такой стороны тему не рассматривали Рэй Курцвейл расписал будущее мира: прогноз до 2099 года Не для детей. 10 ужасных сказок и легенд, лежащих в основе мультиков Disney Миллионы долларов российской оппозиции. А почему молчит Навальный? Известные американские экономисты покидают тонущий корабль ЦРУ США официально: Бандера был немецким шпионом Наёмник Blackwater о русской армии: могут сбить самолёт сапёрной лопаткой Значит WW3 уже скоро: Крупнейший мировой Банк вводит ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ на случай войны За что в 1905 году убили русского мецената Савву Морозова Это «скоро должно произойти»: Громкое заявление Саудовской Аравии относительно России «Антисовки», успокойтесь. Мы возвращаемся! Заброшенные пионерские лагеря (41 фото) В России снимают мораторий на продажу «Боярышника». Как это понимать? Фото не с глянцевых журналов. Великобритания и Франция. 60-е годы
  
 
21 ноября 2015 01:00  |  Закон и Право  |  Денис Козарез
ПОДЕЛИТЬСЯ
В СОЦ.СЕТИ:

О проблемах государственного строительства в ЛНР

Процесс государственного строительства в Луганской Народной Республике находится на начальном этапе. Несмотря на создание некоторой властной вертикали и громкие заявления должностных лиц официального Луганска об успехах в деле налаживания работы высших органов управления, тем не менее, все институты государственной власти ЛНР прибывают на сегодня в стадии формирования.

Нельзя забывать, что фундаментом всякого государственного строительства выступает законотворческая деятельность. Без создания слаженной, целостной, внутренне согласованной и непротиворечивой системы законодательства – невозможно не только эффективно регулировать возникающие в молодой Республике правоотношения, пресечь хаос и анархию, но и обеспечить само существование государственности ЛДНР. Это означает, что и сам механизм законотворчества должен иметь качественную нормативную регламентацию и постоянную, последовательную работу всех его элементов.

В Луганской Народной Республике законотворческий процесс лишен надлежащей организации и практического воплощения его основных составляющих.

Вызывают удивление хвалебные заявления представителей Народного Совета ЛНР о количестве уже принятых и предложенных к принятию законодательных актов. Принимайте хоть по 100 законов ежедневно – количество не является мерилом и показателем качественности системы законодательства. И тем более, «показатель нормотворческой нагрузки» не является гарантом эффективности правового регулирования тех или иных отношений в государстве. Да и известно, что в погоне за количеством, зачастую страдает качество содержания самих нормативных правовых актов, а, следовательно, снижается и эффективность закона как регулятора той или иной области государственной и общественной жизни. Без качественного нормативно-правового регулятора общественных и государственных процессов, тормозится, и даже блокируется само государственное строительство.

Луганские законодатели должны понять: авангардной целью законодательства является не количественное, а качественное (согласованное, полное и всестороннее) регулирование правоотношений.  

В достижении качества, одним из ключевых элементов механизма законотворчества является планирование органами власти собственной деятельности в законотворческой сфере. Увы, но этот элемент отсутствует в ЛНР. Во всяком случае, он лишен даже самого необходимого оформления.  

А ведь именно с планирования начинается законодательный процесс.

Если не принимать во внимание правовой мониторинг, который в условиях становления ЛНР, должен осуществляться беспрерывно, а предметом его должно быть не только влияние законов на правоотношения, но и сами правоотношения (их текущее состояние и перспективы развития), то именно планирование законотворческой деятельности выступает базисом создания эффективной законодательной системы Луганской и Донецкой государственности.

Избежать законодательного хаоса и  стихийности – это одна из основных задач планового подхода к законотворческой работе. Вместе с тем, плановость обеспечивает возможность эффективного использования правового прогнозирования и программирования.

Реалии условий жизни ЛДНР обязывают субъектов законодательной инициативы Луганска и Донецка не просто созидать законы для дня сегодняшнего, но работать на перспективу – долгосрочную перспективу. По меткому замечанию одного из правоведов-исследователей, современный законодатель – это социально-правовой прогнозист и нормативно-функциональный программист. А первичный элемент закона (норма права) и сам закон – это синтетическая программа, которая  включает в себя правомерную цель; необходимые для ее достижения материальные и организационные средства; а также механизм и систему правовой ответственности исполнителей.

Складывается впечатление, что при заявлениях перед СМИ о «прогрессе» законодательной работы, луганские парламентарии (а вместе с ними и те службы, которые обязаны сопровождать деятельность непосредственного законодателя), забывают о том, что законотворческая деятельность – это особого рода правоотношения между субъектами законодательной инициативы. А потому для того, чтобы предмет этих правоотношений (законопроект, а в последующем и сам закон) был качественным – необходимо налаживание согласованной взаимосвязи и взаимодействия между законотворческими субъектами. А это невозможно сделать без правового прогнозирования и планирования работы.

Прогнозирование дает возможность предусмотреть общие тенденции развития общественных отношений, или предвидеть векторы развития в отдельных областях государственной и общественной жизни. Планирование же направлено на решение конкретных задач, устранение проблем – на достижение желаемого результатам. 

Что же такое планирование законотворческой деятельности?

Как неотъемлемая стадия процесса законотворчества оно включает в себя:

- получение компетентными органами государственной власти (их структурными подразделениями) предложений по законодательной инициативе от заинтересованных субъектов;

- составление проекта Плана законотворческой деятельности;

- организацию обсуждения (а по возможности и экспертизу) предложенного проекта Плана законотворческой деятельности;

- корректирование и непосредственное принятие (утверждение) Плана законотворческой деятельности.         

Такие планы должны приниматься (по компетенции) на уровне Народного Совета ЛНР, Совета министров ЛНР, Верховного Суда ЛНР. При этом исполнительная и судебная ветви власти Народной Республики обеспечивают, таким образом, слаженную реализацию предоставленного им Временным Основным Законом (Конституцией) и законами ЛНР права законодательной инициативы. Кроме того обеспечивается реализация взаимосвязанной и взаимосогласованной разработки законопроектов между ветвями власти.

Отдельно отмечу, что план законотворческой деятельности должен составляться и Генеральной прокуратурой ЛНР – орган, осуществляющий высший надзор за исполнением и соблюдением законов в государстве, и обладающий особым статусом в системе органов государственной власти. Прокуратура стоит особняком от иных высших органов исполнительной власти, при чем, многие исследователи полагают, что в прокурорском ведомстве находит свою персонификацию отдельная ветвь власти – контрольно-ревизионная.

Целесообразно, в качестве коллегиального, согласовательного органа создать совместную комиссию из представителей Народного Совета, Совета министров, Верховного Суда и Генеральной прокуратуры ЛНР по вопросам согласования подведомственных планов законотворческой деятельности. Эта мера позволит устранить несогласованность и дублирование.

Но не стоит забывать, что деятельность по планированию реализации законодательной инициативы не может носить чисто механический характер. Планирование базируется на правовом анализе внешних факторов (как положительных, так и негативных), которые влияют на развитие правоотношений, а само же законотворчество должно ставить перед собою целью не просто: учреждение тех или иных правовых институтов – но главным образом: усовершенствование позитивного влияния законодательства на различные явления, процессы и отношения, возникающие в Луганской Народной Республике. В этом и находит свою взаимосвязь правовое прогнозирование и планирование.

За счет результатов прогнозирования определяются цели законотворческой работы на определенный период, а за счет планирования закрепляется их очередность и последовательность, разрабатываются конкретные способы и методы их достижения. Своеобразным лейтмотивом правового планирования должно выступать решение конкретных социальных, гуманитарных, экономических и политических задач, которые диктуются текущим периодом и относительно ближайшем будущем. Именно связь правового планирования с «работой на перспективу» предусматривает вариативность законотворческих планов – краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных.

Однако, наиболее оптимальным представляется комплексный перспективный план законотворческой деятельности, который позволяет:

- отобразить текущие и перспективные цели законотворчества;

- определить реальные сроки выполнения запланированных законотворческих мероприятий;

- последовательно закрепить приоритетность законодательных актов, которые необходимо разработать и принять;

- полнее внедрить принцип вариативности, который предполагает анализ вариантов планируемого объекта (к примеру, законопроекта, привязанному к конкретному виду правоотношений и т.д.);

- согласовать между собой законодательные инициативы всех ветвей власти, в том числе реализовать принцип «пакетного» планирования, который помогает преодолеть противоречивость, раздробленность и конкуренцию перспективных законодательных актов;

- обеспечить позитивную динамику планирования – т.е. возможность вносить изменения и дополнения в зависимости от результатов предоставленных правовым мониторингом и прогнозированием;

- эффективные решать проблему разграничения областей законодательного и подзаконного регулирования.

Отмечу, что законотворчество по своей природе беспрерывно. Объектом законодательного воздействия являются правоотношения, которые существуют всегда – им свойственны изменения (в том числе и возникновение новых), они могут порождать ранее неизвестные явления, обнажать неизученные факторы, влияющие на жизнь общества и государства. Всё это и диктует необходимость беспрерывного мониторинга и усовершенствования правовых норм.

Именно для организации такого законотворческого планирования и необходимо реализовать создание совещательной комиссии по совместному законотворческому планированию Народного Совета, Совета министров, Верховного Суда и Генеральной прокуратуры Луганской Народной Республики.

Конечно, мною изложенным материалом не исчерпывается круг вопросов, которые решаются при планировании законотворческой деятельности органов государственной власти. Реализация плановости требует комплексного подхода. Необходимым условием является разработка единых требований к формированию планов законотворческой работы, их структуры, регламентации самого процесса планирования, полного раскрытия его содержания. Требуется сформировать принципы и методику правового планирования в органах государственной власти. Освоить и апробировать на практике средства, способы и приемы планирования.

Но в любом случае процесс планирования законотворчества должен быть запущен в ЛДНР в самые ближайшие сроки. Тем более, что сегодня законодательная база в Луганской Республики находится в стадии формирования, и чем раньше её формирование будет подчинено принципам плановости и прогнозирования, тем качественней и эффективней будут работать законы молодой Республики.        

С уважением, Д. Козарез

Теги: #РуСМИ #Русский Код #ЛНР #строительства #государственго #проблемах

289 просмотров.

Смотрите также

Подписаться / Регистрация

 

Наши партнеры     Все партнеры

 
Top