Информационно-аналитическое агентство о событиях в России и в мире
 
1 июня 2015 14:00  |  Сделано в России  |  KRiOGeN
ПОДЕЛИТЬСЯ
В СОЦ.СЕТИ:

ЧТО РОССИЯ ДАЛА МИРУ (Литеры Е-Ж)

Мировые приоритеты русского народа

  Евразийство

Русский лингвист, культуролог, этносоциолог, философ, профессор славянской филологии, основоположник евразийства, критик украинского национализма князь Николай Сергеевич ТРУБЕЦКОЙ (16/4.04.1890, Москва – 25.06.1938) открыл постулаты системологии задолго до американского биолога Л. Берталанфи, которому приписали их авторство. В двух своих важных работах – «К проблеме русского самопознания» и «Об истинном и ложном национализме» – подверг уничтожающей критике укоренившийся в современном официальном сознании европоцентризм. Разрабатывал концепцию многополярного мира. Был одним из создателей школы славянского структурализма в лингвистике.
Сказано Н.С. Трубецким: «/Ростовщики/ являются для России-Евразии совершенно посторонним телом. Психологические черты, свойственные /им/, чужды истории и культурному облику России-Евразии и оказывают разлагающее влияние на коренное население».
Лит.: Алпатов В. М. Москва лингвистическая / Научный совет Российской Академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. — М.: Изд-во Института иностранных языков, 2001. — С. 20 – 24. — 104 с.

Железнодорожные магистрали
Инженер и учёный в области транспорта Павел Петрович МЕЛЬНИКОВ родился 3 августа 1804 года (22.7) в Москве. В 1835 году издал первый в России теоретический труд по железнодорожному делу «О железных дорогах», был основным автором технического проекта первой русской железнодорожной магистрали Петербург – Москва и руководителем её строительства. С 1862 г. – главноуправляющий путей сообщения, в 1866–69 гг. – министр путей сообщения. За время его управления Ведомством путей сообщения (которое он переименовал из Главного управления путей сообщения в 1865 г.) сеть российских железных дорог увеличилась на 7062 км. Благодаря Павлу Петровичу Мельникову железные дороги стали одним из важнейших символов Российского государства, была создана великолепная отечественная школа железнодорожного строительства, а фундаментальные труды и подвижническая работа Мельникова позволили России отказаться от услуг иностранных специалистов. Произнося слова «стрелка», «разъезд», «подъездные пути», вспомните, что всю нынешнюю терминологию путевого хозяйства придумал и обосновал в своих трудах Павел Петрович. Умер на ст. Любань под Петербургом 03.08.1880 (22.7). У любанского железнодорожного вокзала в 1955 году установлен бронзовый памятник – бюст П.П. Мельникова работы скульптора Епифанова.
Лит.: Воронин М. И., Воронина М. М. Павел Петрович Мельников, 1804—1880 Л.: «Наука» 1977

Железнодорожный комплекс с межконтинентальными баллистическими ракетами

28 ноября 1989 г. принят в эксплуатацию единственный в мире железнодорожный комплекс (БЖРК) “Молодец” конструкции академика Алексея Фёдоровича Уткина с межконтинентальными баллистическими ракетами «РТ-23» конструкции академика Владимира Фёдоровича Уткина – самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на Земле (по классификации НАТО SS-24 Scalpel). Головной разработчик – конструкторское бюро «Южное». Комплекс был способен, не обнаруживая себя, преодолевать более 1000 км в сутки и запускать ракеты с любой точки маршрута. США тратили на отслеживание ракетных поездов больше средств, чем братья Уткины на создание. Уничтожен в 2003-2005 гг. Последний экземпляр стоит в музее на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга. Начало уничтожения самого грозного оружия на Земле совпало по времени с агрессией США в Ирак без санкции международного сообщества и ознаменовало становление монополярного мира.
Лит.: Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (России) и США — Ракетные войска стратегического назначения, 1996. — 227 с.

Железные дороги: первая сеть
В России при Александре II 7 февраля 1857 года (26.1) издан Указ о сооружении первой сети железных дорог: «…Сеть эта будет простираться: от С.-Петербурга до Варшавы и прусской границы, от Москвы до Нижнего Новгорода, от Москвы через Курск и низовья Днепра до Феодосии и от Курска или Орла чрез Динабург до Либавц – и таким образом непрерывным чрез двадцать шесть губерний железным путём соединятся взаимно; три столицы, главные судоходные реки наши, средоточие хлебных наших избытков и два порта на Чёрном и Балтийском морях, почти весь год доступные; облегчится сим образом вывоз заграничный; обеспечится провоз и продовольствие внутреннее…».
Одновременно правительством была заключена концессия на сооружение целого ряда железных дорог общей протяжённостью около 4000 км.
Лит.: Хрестоматия по истории СССР. – М.. 1951. – Т. 3. – С. 219-220

Женщина в открытом космосе

25 июля 1984 года Светлана Савицкая, вторая женщина-космонавт в мире, первой из женщин вышла в открытый космос вместе с Владимиром Джанибековым из орбитальной станции «Салют-7». Савицкая прилетела на станцию с В. Джанибековым и И. Волком на корабле «Союз Т-12». На станции до стыковки был экипаж, прилетевший на корабле «Союз Т-11»: Л. Кизим, В. Соловьёв, О. Атьков. Выход в открытый космос продолжался 3 часа 35 минут. Космонавты проводили испытания различных инструментов, предназначенных для работы с металлами в открытом космосе.

Лит.: Глушко В.П. “Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР”, Москва, 1987

Женщина-космонавт

16 июня 1963 года первая в мире женщина-космонавт ярославчанка Валентина Владимировна ТЕРЕШКОВА (позывной «Чайка») отправилась в четырёхдневный полёт на космическом корабле «Восток-6». Одновременно с «Востоком-6» в космосе был космический корабль «Восток-5» с космонавтом Валерием Быковским. В этом совместном вылете решались медицинские, технические и политические задачи.
Лит.: Герои звёздных трасс: Сборник / Составитель Д. Мамлеев. — Изд. 2-е, доп. — М.: Известия, 1963. — 192с.

Женщина – лётчик-испытатель

Первый полёт женщины – лётчика-испытателя О.Н. Ямщиковой на реактивном самолёте (Як-15) состоялся 7 июня 1947 года. Ямщикова – участница Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 586-го женского истребительного авиационного полка, в котором и провоевала почти до самого конца войны. 24 сентября 1942 г. под Сталинградом Ямщикова стала первой в мире женщиной, сбившей вражеский самолёт. Её называют “бабушкой русской авиации”. Она летала на самолётах с двигателями от ротативного до реактивного. Она стала первой женщиной-слушателем Военно-Воздушной инженерной академии, первой из женщин полетела на реактивном самолёте, войдя в десятку первых испытателей-реактивщиков, первой из женщин в стране стала лётчиком – инструктором парашютного спорта.
Совершила 217 успешных боевых вылетов, провела 93 воздушных боя, сбила 3 вражеских самолёта. Умерла в 1983 г.
Лит.: М.Л. Попович. «Автограф в небе». «Дочь Икара»

Женщина-министр
В Петербурге 31/19 марта 1872 года родилась Александра Михайловна КОЛЛОНТАЙ (урождённая Домонтович), член первого большевистского правительства — народный комиссар общественного призрения. С 1906 г примыкала к меньшевикам, в 1915 г — в РСДРП; феминистка; публицист; первая в мире женщина-министр.
Лит.: Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Т. 3: К — М. Москва: Большая российская энциклопедия, 1994. С. 22—23.

Женщина управляла академией наук
Княгиня Екатерина Романовна ДАШКОВА родилась 28/17 марта 1744 года в Петербурге. Сподвижница Екатерины II, участница дворцового переворота против Петра III в пользу Екатерины (09.07.1762), с гвардейцами Преображенского полка прискакала в Петергоф арестовать Петра III. Получила блестящее образование. Назначена Екатериной директором Петербургской академии искусств и президентом Российской Академии наук (24.01.1783). Первая женщина в мире во главе академии наук. Умерла 16.01.1810 г. в Москве.
Лит.: Воронцов-Дашков А. И. Екатерина Дашкова: Жизнь во власти и опале. М.: Молодая гвардия, 2010. 335 с.

Живое существо в космосе

3 ноября 1957 года В СССР запущен второй искусственный спутник Земли, разработанный в КБ Королёва, с первым живым существом в космосе – собакой Лайкой. Русские учёные впервые в истории науки провели биологические исследования в космосе, исследования космических лучей в космосе и исследования коротковолновой радиации Солнца в космосе. Родилась новая область науки – космическая физика. На Западе писали и пели песни про Лайку, называли её именем музыкальные группы.
Лит.: Я. Голованов. Королёв: факты и мифы. — М.: Наука. — 1994
Черток Б. Е. Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам. 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. — 448 с.

Живых существ самых старых открытие
Полярные исследователи Сергей Булат и Лев Саватюгин 14 ноября 2002 года на научной конференции «Исследования и охрана окружающей среды Антарктики» в Петербурге сообщили, что возраст бактерий, обнаруженных в подледниковом озере Восток в Антарктиде под толщей льда глубиной 3,5 км составляет десятки миллионов лет. Это самые старые живые существа на Земле. (Озеро было открыто в середине 1960-х в соответствии с предсказаниями И.А. Зотикова вблизи русской станции «Восток»; первые древние бактерии во льду над Востоком обнаружил российский учёный С. Абызов в 1970-х). Значит, жизни на Земле не менее 20–30 млн лет.
Лит.: Константин Гурдин. Подлёдное время. «Аргументы Недели», 25 августа 2010; Зотиков И.А. Антарктический феномен – озеро Восток. «Природа», № 2, 2000 г.

Жидких кристаллов теория

Один из родоначальников физики жидких кристаллов физикохимик Виктор Николаевич ЦВЕТКОВ родился 16/3 февраля 1910 года в Петербурге. Изучал структуру макромолекул в растворах, рассеяние света растворами полимеров. Получил приоритетные научные результаты по теории и экспериментальному исследованию гидродинамических, динамооптических и электрооптических свойств гибкоцепных и жесткоцепных полимеров и гетерофазных флуктуаций в низкомолекулярных и полимерных жидких кристаллах. Его результаты широко используются сегодня в жидкокристаллических дисплеях часов, калькуляторов, компьютеров и другой технике. Умер 12.02.1999 г.
Лит.: Большая советская энциклопедия

Жидкостная баллистическая ракета для подводного флота
Создание в России стратегических жидкостных баллистических ракет для подводного флота – направление, неизменно по основным техническим характеристикам серийных образцов превосходившее другие направления такого же или подобного назначения в полувековой истории современного ракетостроения, а возможно, и всего мирового машиностроения. Это направление основал и в течение тридцати лет возглавлял Академик, Главный конструктор баллистических ракет морского базирования Виктор Петрович МАКЕЕВ. Он создал первую отечественную управляемую баллистическую ракету на стабильных компонентах топлива Р-11 (что резко улучшило оперативно-технические характеристики ракеты по сравнению с ранее применяемыми небезопасными ракетами на жидком кислороде), первую ракету с подводным стартом Р-21 (10.09.1960), руководил знаменитым коллективом ракетостроителей – Конструкторским бюро машиностроения (КБМ) в Златоусте.
Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий — три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-27 — первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 — первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р — первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 — первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ — БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 г КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Scud.
В.П. Макеев родился 25 октября 1924 года в пос. им. Кирова под Коломной в семье потомственного рабочего знаменитого своей продукцией Коломенского паровозостроительного завода, умер в свой 61-й день рожденья 25.10.1985 г. Имя Макеева носят Государственный Ракетный Центр и проспект в городе Миассе, улица в городе Коломне, корабль Северного флота. Учреждена медаль имени В.П. Макеева Федерации космонавтики, именные стипендии в Московском физико-техническом и Московском авиационном институте.
Лит.: Макеев, Виктор Петрович в энциклопедии «Челябинск»

Жидкостнореактивный двигатель мощнейший
Испытания мощнейшего в мире жидкостнореактивного двигателя РД-170 проведены 25 августа 1980 года. Двигатель ставится на первую ступень ракет-носителей «Энергия» и «Зенит». Разработан КБ «Энергомаш» (начало работ 1976 г). РД-170 мощнее двигателя F-1, устанавливавшегося на первой ступени американской ракеты «Сатурн 5» при габаритах, меньших в 1,5 раза. Мощность РД-170 – около 20 млн лошадиных сил. Является самым мощным ракетным двигателем на жидких компонентах топлива из когда-либо созданных.
Ист.: РД-170 в энциклопедии Astronautix.com.

Жидкостный реактивный двигатель
18 февраля 1921 года житель Петрограда Александр Фёдорович АНДРЕЕВ подал заявку на изобретение индивидуального портативного летательного аппарата с жидкостным реактивным двигателем на кислородно-метановом топливе для полёта на расстояние 20 км со скоростью 200 км/час. 31 марта 1928 г. комитет по делам изобретений принял решение о выдаче А.Ф.Андрееву патента на изобретение в соответствии с заявкой.
Лит.: Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей. Камеры / Д. И. Завистовский, В. В. Спесивцев. Учеб. пособие. — Харьков: Национальный аэрокосмический университет «Харьковский авиационный институт», 2006. — 122 с.

Продолжение следует...

Источник: Федеральный патриотический Вестник

Теги: #РуСМИ #Русский Код #Наука #Изобретения

38 просмотров.

Смотрите также

Подписаться / Регистрация

 

Наши партнеры     Все партнеры

 
Top